Время новостей
     N°174, 24 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2000
Для тех, кто помнит
Сегодня завершается фестиваль «Посвящение Олегу Кагану»
Замечательного скрипача, умершего в возрасте 43 лет, помнят многие, несмотря на то, что с момента его кончины прошло уже десять лет. Он был одним из молодых музыкантов, входивших в круг Святослава Рихтера, и вместе с ним играл Моцарта, Берга, Хиндемита. Масштаб и вселенская мощь Рихтера оттеняли камерную тонкость и изысканность манеры Кагана. Коллеги и публика восхищались им, его брак с виолончелисткой Наталией Гутман называли одним из самых гармоничных творческих союзов. Когда мировая карьера уже была на подходе -- Кагану все чаще стали предлагать заманчивые ангажементы и контракты за рубежом, -- врачи обнаружили рак, который, как оказалось, победить было нельзя.

Олег Каган умер в Мюнхене. В последний год своей жизни вместе с женой он организовал камерный музыкальный фестиваль недалеко от баварской столицы в курортном городке Кройт. Там же играл за три дня до смерти вместе с Юрием Башметом. В архивах телевидения существует видеозапись этого вечера с «Концертной симфонией» для скрипки и альта Моцарта. Когда видишь истерзанного болезнью человека и слышишь его гениальную игру, мороз дерет по коже.

Фестиваль в Кройте стал традиционным -- туда приезжают друзья и коллеги Кагана и музицируют в свое удовольствие. Московский фестиваль, организованный по инициативе Наталии Гутман, сделан по той же схеме. Энергия Гутман поражает -- она кинула клич среди друзей, и на неделю в Москву -- почти экспромтом -- съехались великолепные музыканты, чтобы играть хорошую музыку, не получая за это никакого гонорара. Такой энтузиазм сродни студенческому -- эмоциональный запал столь велик, что кажется, можно репетировать ночи напролет.

Впрочем, музыкантам по большей части было не до репетиций -- для того чтобы почтить память друга, многие приехали в Москву лишь на пару суток, некоторые (как Юрий Башмет и Виктор Третьяков) -- на три-четыре часа. Почти все сочинения, заявленные в программе, были сделаны с одной репетиции, не более -- но дай Бог каждому играть так, как играли на фестивале. Помимо камерной музыки Брамса, Франка, Шумана и Шнитке запомнились сольные выступления роскошного финского пианиста Ральфа Готони и как всегда интересный концерт эстонского ансамбля старинной музыки Hortus Musicus. Сама Наталия Гутман играла на фестивале каждый день и одинаково свободно чувствовала себя «внутри» ансамбля в секстете Брамса и на фоне огромного Госоркестра в «Дон Кихоте» Штрауса.

Фестиваль обошелся без громких речей и лозунгов -- все было тихо и достойно. На камерных концертах публика аккуратно заполняла залы и не требовала бисов, когда понимала, что они неуместны. Те, что помнят Олега Кагана, остались довольны.

Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ