Время новостей
     N°174, 24 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2000
Русское эхо обвала NASDAQ
За кадровыми перестановками в Рунете проглядывает системный кризис
Увольнение двух топ-менеджеров одной из лидирующих в Рунете компаний -- Port.ru -- взволновало рынок. Одни наблюдатели слышат в этом эхо американского кризиса высокотехнологического рынка в целом, другие видят простую реструктуризацию и смену стратегии.

Port.ru покинули e-коммерческий директор Андрей Табуринский и директор по маркетингу Никита Корзун. В компании, наиболее известной бесплатной системой электронной почты mail.ru, оба занимались разработкой стратегии. Первый -- проектами, связанными с электронной коммерцией (т.е. нацеленными на получение прибыли), второй -- проектом «Матрица», задуманным как объединение всех горизонтальных и вертикальных порталов в одну структуру, удобную для пользователей и привлекательную для рекламодателей.

В то же время в Port.ru из Cognitive Technologies перешел Кирилл Готовцев, известный как создатель студии web-дизайна. Предполагается, что г-н Готовцев будет заниматься в Port.ru маркетингом. Вчера же компания объявила о назначении директором по электронной коммерции Константина Уварова. Ранее он работал генеральным директором компании «Регстаэр», управляющей Duty Free Moscow. Комментариев уволившихся менеджеров вчера получить не удалось.

Генеральный директор Port.ru Евгений Голанд объяснил уход своих ближайших сотрудников расхождением взглядов на стратегию компании. По его словам, развитие рынка показало, что закончилась «стадия бурного инвестиционного роста» и стало ясно, что электронный бизнес мало отличается от обычной экономики: инвесторы стали считать не аудиторию, завоеванную проектом, а количество денег, которые проект способен принести.

По его словам, ушедшие менеджеры разработали стратегию стремительного проникновения на рынок с новыми проектами и отстаивали ее целесообразность. Однако в новых условиях высшее руководство Port.ru посчитало, что надо сосредоточиться на укреплении завоеванных позиций и улучшении качества услуг.

Вопрос об улучшении качества стоит перед Port.ru в полный рост. На нынешней неделе система бесплатной почты mail.ru стала давать сбои. Г-н Голанд связал это с установкой нового оборудования, которое в скором времени позволит избавиться от недостатков. Однако один из известных IT-менеджеров, не пожелавший быть названным, сказал газете «Время новостей», что технические проблемы возникли из-за того, что в Port.ru остались хорошие менеджеры, «но среди них нет людей, которые бы глубоко разбирались в Интернете». А к перемене стратегии, по его мнению, Port.ru подтолкнуло то, что «инвесторы не будут давать деньги бесконечно: Port жил два года, и инвесторы увидели, что реальных результатов нет».

С заявлением г-на Голанда о том, что в нынешнем году оборот компании составит 2 млн долл. и это подтверждено четырехкратным аудитом PricewaterhouseCoopers, источник газеты «Время новостей» заочно не согласился. Он сослался на информацию rusfund.ru о том, что Port зарабатывает на рекламе «живыми» деньгами только 28 тыс. долл. в месяц. А PwC, полагает он, может учитывать бартерные сделки и рекламные взаимозачеты, увеличивающие эту цифру.

Заметим, что за время своего существования Port.ru трижды получала инвестиции на общую сумму 5,5 млн долл. Последний транш, предоставленный The U.S. Russia Investment Fund, составил 2,1 млн долларов.

При этом финансовый директор компании Сергей Шестаков утверждает, что реклама приносит не основной доход. До 70% его поступает от разработки комплексных решений, включающих исследования аудитории и разработку корпоративных «домашних страниц». Сегодня, утверждает он, доходы Port.ru покрывают издержки, а к концу 2002 года будет обеспечен возврат инвестиций.

Судя по высказываниям работающих в Рунете иностранных менеджеров, смена стратегии и менеджмента в Port.ru могли быть вызваны требованиями зарубежных акционеров. Генеральный директор занимающейся электронным бизнесом компании eprst.ru Дэвид Гандлер признался газете «Время новостей», что сильно разочарован. «Я думал, что это -- новый бизнес и новый менеджмент, -- посетовал он, -- но выяснилось, что ничего не поменялось, и ни то ни другое не соответствует рынку». В итоге многие крупные игроки Рунета, полагает он, не доживут до следующего подъема.

Напротив, менеджер исследователя рынка, компании SpyLog Алексей Басов уверен, что «серьезного передела рынка не произойдет и в целом сегодняшние позиции участников сохранятся».

Исполнительный директор компании Agama, принадлежащей крупнейшему интернет-провайдеру Golden Telecom, Евгений Киреев тоже оптимистичен. Он полагает, что «проекты будут жить, хотя и не без проблем». И все-таки, по его мнению, в нынешних условиях конкуренция станет жестче, а если игроки поймут, что сильно завысили цену своих проектов, может наступить бурный период слияний.

Александр ЛЕВИНСКИЙ