Время новостей
     N°109, 23 августа 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2000
Счастливое завтра
Бюджет 2001 года выглядит богато
Правительству понравился подготовленный Минфином бездефицитный бюджет. "Большинство участников заседания поддержали концепцию Министерства финансов по бюджетной политике и проекту бюджета на 2001 год", -- с удовлетворением заявил вчера глава финансового ведомства, вице-премьер Алексей Кудрин. По его словам, бюджет будущего года "честный, прозрачный и вполне реалистичный».

Но хотя дискуссия на заседании в Белом доме была вялой, далеко не все участники бюджетного процесса разделили восторги вице-премьера в отношении очередного финансового проекта. Глава Счетной палаты Сергей Степашин усомнился во всех отмеченных г-ном Кудриным достоинствах бюджета. По его словам, степень точности и достоверности основных макроэкономических параметров "по-прежнему остается явно недостаточной", и доходная часть бюджета-2001 может быть значительно увеличена. Резервные доходы аудиторы видят в увеличении уровня собираемости налогов и активном взыскании в бюджет накопленной в прежние годы недоимки. Раскритиковал председатель Счетной палаты и расходную часть, отметив, что неоправданно высокой остается степень закрытости расходов бюджета, а чрезмерно низкая доля капитальных расходов не свидетельствует «об инвестиционной направленности бюджета».

Правда, инвестиционного бюджета никто и не обещал. Г-н Кудрин четко обозначил приоритеты бюджета-2001, особо выделив обслуживание и погашение госдолга, социальную политику, оборону и безопасность, а также поддержку регионов. И хотя такая структура расходов (на первом месте, как все последние годы, возврат и обслуживание долгов) наверняка вызовет критику в Федеральном Собрании, парламентариям, как всегда, придется смириться с неизбежностью: при таких накопленных долгах другого бюджета попросту не может быть. И уже снижение расходов на обслуживание долга с 25 до 20% расходной части, резкое уменьшение внешних заимствований (призанять собираются от 2 до 4 млрд долларов) можно считать прогрессом в бюджетной политике правительства. К тому же бюджет-2001 скорее всего будет самым сытным бюджетом грядущего трехлетия. Если посмотреть на прикидки правительства по бюджетам 2002 и 2003 годов, то картина получается весьма безотрадная. В следующем году расходы и доходы запланированы в размере 15,4% ВВП. Через год доходы упадут до 14,7%, а расходы -- до 11,6% ВВП, а в 2003-м -- и вовсе до 14,1% и 9,4% соответственно. Объяснение этих неприятных цифр весьма простое: в эти два года будет происходить отмена многих налогов, что, соответственно, на первом этапе внедрения Налогового кодекса приведет к выпадению доходов. На эти же годы приходится пик выплат по внешним долгам: 13,9 млрд долларов придется отдать в 2002 году и 19,6 млрд -- в 2003-м. Поэтому бюджеты следующих двух лет будут профицитными, а доля процентных расходов снова возрастет. На этом фоне бюджет 2001 года и в самом деле кажется весьма симпатичным.

Правда, регионам, которые в новом году будут куда жестче контролироваться из центра, так не кажется. Вчера с критикой новых межбюджетных отношений выступил свердловский губернатор Эдуард Россель, заявив на заседании кабинета министров, что "все расчеты пока ведутся только исходя из интересов федерального бюджета, а о субъектах никто не думает". По прикидкам г-на Кудрина, 20--25% регионов могут остаться недовольны новым механизмом перераспределения средств между федеральным и региональными бюджетами, но они на принятие бюджета повлиять не смогут. В целом, по его словам, "субъекты федерации готовы работать в бюджетной концепции 2001 года". К тем, кто пока работать не готов, правительство подыскивает особые подходы. Например, вчера г-н Кудрин неожиданно сообщил о возможности оказания финансовой помощи федерального бюджета Москве на выплаты ее обязательств по внешнему долгу (ранее такая возможность вице-премьером исключалась). Так что бюджетный торг начался.
Расходные приоритеты бюджета-2001 в млрд рублей
Обслуживание госдолга 243,7
Национальная оборона 206,3
Правоохранительная деятельность и безопасность государства 129,6
Социальная политика 107,3
Финансовая помощь регионам 98,9
Образование 45,8
Промышленность, энергетика, строительство 42,4
Госуправление и местное самоуправление 41,7
Транспорт, дорожное хозяйство, связь 30,5
Здравоохранение и физкультура 21,2
Фундаментальные исследования 20,5
Сельское хозяйство 15,8
Культура 5,9


ХОРОШО ЗАБЫТОЕ «Есть у нас не только колхозы, но и целые районы и области, «завоевавшие» себе «право» не выполнять планы, если так можно сказать, «право» находиться в графе потребляющих, а не производящих. Потребляющими они становятся из-за плохой культуры хозяйства и растранжиривания выделенных государством ресурсов. Я уже говорил, как обстояло дело в Кировской области, где секретарем обкома более восьми лет работал тов. Пчеляков. Когда его наконец освободили за провалы в работе, несоблюдение бюджетной дисциплины и очковтирательство, он был удивлен и требовал объяснения: на каком основании, по каким причинам меня освобождают?»

Из выступления Н.С. Хрущева на ХХII съезде КПСС. 17 октября 1961 г.

Cветлана ЛОЛАЕВА, Вера КУЗНЕЦОВА