|
|
N°173, 23 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китаю предложили новые "тушки"
На недавно состоявшемся авиасалоне в Джукае (Китай) российская авиационная промышленность была представлена единственным самолетом -- Ту-214, выпуск которого осваивает Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова (КАПО). Производители машины стремились не только продемонстрировать ее технические возможности (в конце декабря завершатся сертификационные испытания самолета), но и найти реальных покупателей. Сегодня на стапелях КАПО в разной степени готовности находится не менее десяти машин.
Между тем от участников авиасалона не скрывалось, на какие именно самолеты Китай "положил глаз". По словам советника премьер-министра Татарии Назира Киреева, китайцы ориентируются сейчас на американскую, английскую и бразильскую технику. Практически во всех классах машин они отдают предпочтение пассажирским самолетам компаний Boeing, Airbus и Embrayer. Российские авиастроители могут побороться за китайский рынок только в секторе 150-местных лайнеров.
Китай ускоренными темпами развивает собственное авиастроение: сегодня там выпускается уже около 40 видов авиационной техники, многие из них -- в кооперации с крупнейшими западными компаниями. Наиболее ответственную работу при создании самолета выполняют зарубежные фирмы, однако постепенно Китай осваивает и более сложные узлы и детали.
По мнению г-на Киреева, на китайский рынок можно проникнуть только через кооперацию. Если Россия хочет присутствовать там, то ей придется поделиться с соседями технологиями, как это было сделано при поставках Китаю военных самолетов Су-27 и Су-30.
В ходе авиасалона вице-премьер и министр экономики и промышленности Татарии Сергей Когогин предложил руководителям китайской авиапромышленности участие в создании регионального самолета Ту-324, который должен быть освоен на КАПО к 2004 году. Эта идея была встречена с интересом. Оказалось, что в Китае слышали о новой машине и ее технических характеристиках. К декабрю будет окончательно ясно, согласятся ли местные предприятия работать в кооперации с КАПО.
Елена ТАРАН, Казань