|
|
N°173, 23 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Навстречу власти
Феликс Кулов намерен спасти демократию в Киргизии
Бывшему вице-президенту Киргизии еще три недели придется ждать решения своей судебной участи. Вчера военный суд Бишкекского гарнизона отложил до 12 декабря повторное рассмотрение уголовного дела по обвинению Феликса Кулова в превышении полномочий. Отсидев четыре месяца в тюрьме, 7 августа г-н Кулов был оправдан по всем пунктам обвинения и освобожден в зале суда. Однако спустя месяц прокуратуре удалось добиться отмены оправдательного приговора -- впереди маячили президентские выборы, а Кулов как самый популярный лидер оппозиции все еще представлял серьезную опасность для главного кандидата, президента страны.
Но вот теперь наконец выборы позади -- 29 октября Аскар Акаев переизбран на третий срок. И хотя на Западе выборы подвергли резкой критике как «не соответствующие демократическим нормам», дело сделано. Сам президент смиренно признал некоторые отступления от демократии и обещал с ними разобраться. Результаты разбирательств, возможно, станут известны 9 декабря, когда состоится очередная инаугурация «нового старого президента». Именно с этой датой, как считают наблюдатели в Бишкеке, связан и перенос «из-за болезни гособвинителя» нового суда над Куловым: киргизская Фемида вновь окажется в неловком положении, если вдруг президент захочет предложить «мировую» главному оппоненту...
Такой вариант вовсе не исключен, если учесть, что сам Кулов практически сразу же после оглашения результатов выборов демонстративно сделал примирительный жест по отношению к Акаеву. Экс-вице-президент предложил бывшему шефу начать «национальный диалог» между властью и оппозицией, поскольку только это, по мнению г-на Кулова, обеспечит возобновление демократического процесса. Но основная причина куловского шага «навстречу власти» лежит в экономической плоскости: Киргизия на пороге финансового банкротства, ее внешний долг намного превышает совокупный национальный доход. Если международные финансовые институты откажут в отсрочке выплат из-за разочарования в бывшем некогда «любимчиком» Запада «островке демократии в Центральной Азии», он может пойти на дно.
Поэтому ныне лозунг Феликса Кулова: «Нет демократии -- нет денег!» Для определенной части оппозиции шаг Кулова оказался неожиданностью, тем более что он решительно призвал своих сторонников после неудачных для оппозиции выборов отказаться от антиправительственных пикетов и демонстраций. Многие увидели в этом слабость «народного генерала», а некоторые близкие к президенту чиновники удовлетворенно потирали руки: «Кулов сломался». Сам он отвечает так: «Мы отвергаем конфронтацию из-за опасности возбудить радикализм в обществе, 6% населения, а это 150--200 тысяч человек, ради смены власти готовы пойти на крайние меры, это страшные цифры». Кулов считает, что только так можно «спасти демократию» посреди «азиатчины» и не допустить возникновения вооруженной оппозиции в Киргизии, как это произошло по соседству, в Таджикистане и в Узбекистане.
Лидер оппозиции делает реверанс в сторону Акаева, признавая его «автором и инициатором либерально-демократических реформ» в Киргизии. Приветствуя «самокритичность» президента, признавшего после счастливых для него выборов факт «пробуксовки реформ», г-н Кулов «протягивает ему руку». В ней «неотложные меры в поддержку демократии», реальная защита прессы, государственная поддержка многопартийности, реформа представительных органов власти... Одним словом, предложения, от которых трудно отказаться.
Аркадий ДУБНОВ