|
|
N°173, 23 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Железная дорога раздает долги
В выигрыше оказываются фирмы-однодневки
Крупное расследование, затрагивающее интересы Октябрьской железной дороги, начали сотрудники Северо-Западного управления внутренних дел на транспорте. Сыщикам удалось установить, что в результате некоторых сомнительных сделок ОЖД лишилась значительной суммы.
По словам следователей, суть аферы такова. За последние годы у Октябрьской железной дороги и ее дочерних предприятий появилось в регионах много должников. В основном это предприятия, производящие стрелочное оборудование, рельсы и т.п. В результате сложных схем взаимозачетов у этих предприятий накопились перед железной дорогой нешуточные долги, и количество должников постепенно росло. И тогда, по словам оперативников, с долгами начали происходить странные вещи: ОЖД и ее «дочки» почему-то перестали сами добиваться выплаты денег, а перепоручили решение своих финансовых проблем различным питерским фирмам. Для этого железная дорога заключала с ними так называемый договор цессии, или переуступки долга.
По этому договору деньги с проштрафившихся региональных предприятий получает выбранная железной дорогой фирма. Она берет себе определенный процент, а потом расплачивается с ОЖД. Однако, как отмечают в УВДТ, коммерческие структуры, выбранные для получения долга, нередко оказывались зарегистрированными на украденные паспорта, а после получения долга просто исчезали. Железной же дороге и ее «дочкам» никаких денег не доставалось. Причем, по утверждению представителей УВДТ, руководители ОЖД почему-то об этом не беспокоились и в милицию не обращались. Тогда оперативники сами занялись изучением махинаций.
Как говорят в управлении, сначала сыщики раскрыли аферу, совершенную еще год назад. Дорога заключила с некой питерской фирмой договор цессии, по которому эта коммерческая структура должна была получить деньги со стрелочного завода в Новосибирске. Вскоре дельцам действительно перечислили 600 тыс. рублей долга, однако отдавать деньги железной дороге они не стали. Более того, сыщикам не удалось найти даже следов этой фирмы. Тогда они возбудили по факту присвоения денег дело по статье 159 УК (мошенничество) и продолжили проверку сделок, заключенных ОЖД и ее «дочками». По уверениям представителей УВДТ, менее чем за неделю они выявили еще три эпизода, когда железная дорога заключала договор цессии с очередной фирмой, а та, получив долг, исчезала.
В результате ОЖД лишилась нескольких миллионов рублей. По мнению оперативников, в ходе дальнейшего расследования число выявленных сомнительных сделок наверняка увеличится. Были ли как-то замешаны в этих аферах представители самой железной дороги и ее «дочек», пока неизвестно -- в УВДТ эту тему никак не комментируют. А в офисе Октябрьской железной дороги в Санкт-Петербурге корреспонденту газеты «Время новостей» сказали, что вся информация на эту тему является секретной и обсуждению не подлежит.
Александр ШВАРЕВ