|
|
N°173, 23 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пища для любознательных
От правительства ждут отчета о разделе продукции
Доклад правительства «Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции в 1999 году» со дня на день ожидается в Госдуме. Ждут его на Охотном ряду уже давно: по закону об СРП, правительство должно вносить отчет о том, как идет раздел продукции одновременно с проектом бюджета, то есть в конце августа. На дворе зима, бюджетный проект через неделю будут рассматривать уже в третьем чтении, скоро можно будет подводить итоги работы по проектам, разрабатываемым на условиях раздела продукции за 2000 год, а правительство никак не может отчитаться за прошлый.
В кабинете Михаила Касьянова никак не могут определить, какое ведомство должно курировать production sharing и кто, соответственно, должен отчитываться. Пока продолжается состязание между Минэнерго и Минэкономразвития. Летом и в начале осени уверенно лидировала команда Грефа, по последним же данным из Белого дома, решающее слово в делах СРП, как и раньше, будет за правительственной комиссией, возглавляемой одним из вице-премьеров, а головным ведомством останется Минэнерго.
Минэнерго, кстати, к отчету о проделанной работе давно готово. Вчера членам думской комиссии по СРП, уставшим ждать официальных правительственных бумаг, раздали предварительный вариант доклада, подготовленный Минэнерго. Существует и более свежая версия правительственного доклада. И хотя оба варианта похожи, различия все же существуют. И их сопоставление по-своему познавательно.
Если говорить об итогах прошлого года, сравнивая их с 1998-м (с этого года правительство начало докладываться депутатам), то их можно назвать впечатляющими. Количество реализуемых проектов за год возросло в 1,5 раза -- с двух до трех! Начиная с прошлого года помимо «Сахалина-1» и «Сахалина-2» началась реализация Харьягинского проекта (Ненецкий АО). Все три проекта были подписаны еще до вступления в силу закона об СРП (начало 1996 года), а потому реализуются на условиях, прописанных в каждом из этих соглашений. В декабре прошлого года подписали первое соглашение, заключенное уже на основании закона, -- по проекту «Самотлорское месторождение». Всего, согласно справке о текущем состоянии работ по подготовке проектов СРП, имеющейся в первом варианте отчета (во втором варианте такой справки нет), готовились к подписанию еще 16 соглашений, шесть участков недр ждали признания своей годности к СРП в Думе и правительстве. «Текущим состоянием работ» кабинет решил не смущать депутатов, быть может, оттого, что работы правильнее бы назвать стоящими.
В том, что СРП, о котором в нашей стране впервые заговорили в 1992 году, пробивает себе дорогу с таким трудом, депутаты виновны не меньше, чем правительство. И данные о том, что спустя 8 лет государство имеет не слишком большие поступления даже от самого привлекательного инвестиционного механизма в стране (прямые поступления составили 15,9 млн долларов по «Сахалину-1», 112 (из них 82 войдут в возмещаемые затраты) -- по «Сахалину-2» и 3,9 -- по Харьягинскому проекту), возможно, заставят парламентариев критически отнестись к своим действиям в сфере инвестиционного законодательства. (Правда, государство имеет и косвенный эффект от СРП -- 67 центов с доллара инвестиций, по трем проектам на начало 2000 года они составили 1,54 млрд долларов. Кроме того, в проекты вовлекаются российские подрядчики: по двум сахалинским проектам сумма контрактов за 1997--1999 годы составила около 0,5 млрд долларов.)
Правительство в своем докладе показало неплохой пример самокритики. В числе проблем, мешающих реализации двух сахалинских проектов, названо отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы, в частности, перечень возмещаемых затрат, механизм возмещения инвестору НДС. В последней версии доклада особо подчеркнуто, что по трем реализуемым проектам правительство не может вмешиваться в деятельность конкурсных комиссий по размещению контрактов на выполнение подрядных работ, поскольку все эти СРП были подписаны на иных, чем предусмотрено в законе об СРП, условиях (в законе -- обязательная 70-процентная доля для российских предприятий).Учитывая недавнее недовольство Минэнерго низкой долей российских контрактов, привлекаемых по проекту «Сахалин-2», это стремительное признание правительством своей неправоты особенно ценно.
Впрочем, помимо таких признаний депутаты смогут узнать из доклада и другие интересные вещи. Например, о готовящейся переуступке 20% акций «Тоталь РРР» по Харьягинскому проекту некоей российской компании. В первой версии называется ЛУКОЙЛ. Во второй имя компании исчезает. По данным из информированных источников, это связано с тем, что ведомство Грефа лоббирует своего кандидата -- «Роснефть».
У любознательных думцев изучение доклада должно вызвать желание больше знать о работе над СРП. Думская комиссия на эту тему уже задумалась и готова предложить поправку в закон об СРП, по которой кабинету придется отчитываться также и по еще не подписанным соглашениям.
Светлана ЛОЛАЕВА