|
|
N°173, 23 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ярмарка стратегов
В ослепительном золоте, под огромным куполом Александровского зала Большого Кремлевского дворца за большим прямоугольным столом сидели без малого сто больших государственных мужей. Во главе стола сидел президент, рядом - премьер-министр и сотрудник президентской администрации, ответственный за работу с госмужами. Там же разместились временно главные государственные мужи - члены президиума. В уголочке жались первый вице, министр финансов, министр экономики и президентский советник. Мужи сидели в конституционно-алфавитном порядке: сначала республики по алфавиту, потом края с буквы «А» и так далее. Грамотная рассадка лишила их возможности потолковать о том о сем с друзьями-коллегами, а потому в зале царила рабочая тишина: кто не спал, тот вынужден был слушать. Первое заседание Госсовета прошло таким образом в торжественной обстановке.
Началось все с того, что красивый голос провозгласил: «Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин!» Золотые двери высотой метров в семь открылись и из них вошел Путин. Он сразу сообщил мужам, что считает их собрание уникальной площадкой для выработки судьбоносных решений по всем ключевым вопросам жизни родины. Затем он попросил их заслушать два доклада о концепции стратегического развития России на период до 2010 года - один из уст Михаила Касьянова, а другой - от хабаровского губернатора Виктора Ишаева, по двадцать минут каждый. После этого желающим было предложено высказываться и о докладах, и о стратегии - по 5 минут.
Г-н Касьянов показал себя опытным и корректным докладчиком: зачитал четко, быстро и по делу. Г-н Ишаев тоже почти уложился в норматив, читал с выражением, в нужных местах обращая значительные взгляды на президента. Выводы, к которым можно было прийти при первом беглом сравнении стратегий, был довольно утешительным. Во-первых, в России, вроде бы, все спокойно - концепции, изготовленные практически несовместимыми по взглядам экономистами (Касьянов, Кудрин и Греф, с одной стороны, и Ивантер и Глазьев, с другой), по большому счету отличались не столько концепцией, сколько качеством (г-н Касьянов все же лучше понимает смысл слова "стратегия", чем г-н Ишаев). Во-вторых, либералам беспокоиться не о чем: максимум левизны, допущенной «ишаевской группой», заключался разве что в «социальном контракте» и прочих социально-регионально ориентированных тезисах. Неутешительное зрелище представляли собою слушатели. Некоторых из них, как Юрия Лужкова, сон стал смаривать практически сразу и мучительно. Многие читали разнообразные печатные материалы - от ишаевской концепции о 65 страницах до периодики. Лебедь-старший с сурово заломленной левой бровью углубился в изучение чего-то сугубо своего, Лебедь-младщий с заломленной правой бровью привольно лег в кресле, да так и пролежал. Ахмат Кадыров проявил боевые качества горца: за три часа его могучая фигура в высокой каракулевой папахе пошевелилась всего раза три, но взгляд навсегда остался прочно прикованным ботинкам сидевшего напротив главы Еврейской АО. Николай Федоров все время напряженно вглядывался куда-то в себя, пошевеливая губами (как прояснилось впоследствии, все это время он сочинял или совершенствовал свою мятежную речь).
Аман Тулеев определенно слушал выступавших. Что делали остальные, определенно сказать нельзя. Оживились некоторые члены Госсовета тогда, когда дошло до прений. Однако чем больше оживлялись мужи, тем мрачнее становился президент и тем больше выражение его лица ассоциировалось с фразой «когда я работал доктором в одной маленькой районной больнице». Прений не получилось. То же, что получилось вместо них, с нашей точки зрения, заслуживает подробного отчета. Выступивший первым из десяти ораторов Александр Дзасохов призвал собравшихся в целях «закрепления роста доверия граждан к власти» не пренебрегать всем арсеналом средств просвещения, агитации и пропаганды, а также «убавить черных красок» в описании текущего момента пореформенной жизни России. Он просил собравшихся еще раз хорошенько подумать: мудро ли это - отказываться от связанных кредитов. Еще он потребовал особого внимания к пограничным проблемам и Транскавказской железной дороге, а также сказал: «Прикладная наука должна быть обязательно с нами». Оратор №2 губернатор Ярославля Анатолий Лисицын признался, что у себя в области пользуется программой Грефа, но не доволен ею в части регионального аспекта, подчеркнул непреходящее значение реформы МПС для Центрального Нечерноземья, а также призвал что-нибудь сделать (лучше бы упразднить) с местным самоуправлением, которое «как церковь, отделено от государства». Оратор №3 губернатор Челябинской област Геннадий Игумнов призвал президента «создать государство, которое займет ведущее место в мире: это должна быть такая Россия, из которой не будут утекать мозги!». Затем он пожаловался, что помогать в этом президенту лично ему очень мешают транснациональные корпорации и конкурентная борьба отечественных бизнес-группировок - конкретнее, челябинских калийщиков и нефтяников (первые Игумнова снимают, а вторые - поддерживают- Ред.). Также губернатор подчеркнул, что чувствует сильное давление металлургического лобби США, страны, «которая даже не в состоянии выбрать себе президента». Оратор №4 губернатор Самары Константин Титов сказал, что главное в стратегии - образование, но не менее важно - придать программе «Зерно» президентский статус. №5 - губернатор Подмосковья Борис Громов начал с опасности расхищения природных ресурсов их разработчиками, продолжил печальной судьбой обобществленной земли, но закончил все равно долгами Московской области, пообещав, что жители Подмосковья будут опорой президенту.
Оратор №6 Дмитрий Аяцков начал мирно - с необходимости введения частной собственности на землю, приведя в качестве примера свою Саратовскую область, а закончил своей фирменной акцией: прямо на месте «приступил к процедуре выхода из состава Совета Федерации», мотивировав свой поступок тем, что, обретя новые, совещательные обязанности, считает излишним еще несколько месяцев держаться за законодательные. Тут мужи проснулись и побросали журналы. Но Дмитрий Аяцков уже внес маленькое уточнение: «Но остается вопрос: каков же будет статус членов Госсовета. И президенту и всем надо задуматься над этим: это очень многих беспокоит».
Оратор №7 - глава Мордовии Николай Меркушкин - выступил по проблеме местного самоуправления. Интересно, но не очень понятно: он говорил все время о мэре, который не является на вызов губернатора и "отрезает прямой телефон», и о том, что «на уровне района местное самоуправление опущено». Оратор №8 глава Алтайского края Александр Суриков говорил о реформе естественных монополий (что является темой третьего заседании Госсовета, которое пройдет через полгода), объяснял, что «в сельсовете не может быть, по понятиям, никакого генерал-полковника» и призвал поднимать жизненный уровень людей путем кредитования населения «вплоть до выпуска дополнительных денег». Он также подметил разницу между тем, что говорил Касьянов, и тем, что писал Греф, уж не говоря о различии между этими господами и Виктором Ишаевым, и призвал всех «продолжать работать и сталкивать точки зрения».
Чемпионом же сердец стал оратор №9 - глава Чувашии Николай Федоров, который начал свое пламенное выступление словами «Спасибо, уважаемый президент Российской Федерации» (за предоставленное слово). Федоров сказал, что важнее всего для него - свобода и осмысленный ответственный выбор людей, а не хитрое государство, загоняющее народ палками «под единый социальный стандарт». Он пожаловался на то, что есть кое-что, что мешает ему, Федорову, жить и работать «в соответствии с указаниями, мечтаниями и планами президента», и это - формируемый сегодня по указанию президентских технологов образ врага в лице губернаторов, которых "представляют распоясавшимися удельными князьками... А мы не чиновники - мы всенародноизбранные». Он, кроме того, обвинил президента в попытке демонтажа российского федерализма с целью последующей замены на унитаризм, и напомнил, что на референдуме 1993 года «люди ничего такого не выбирали». Он также упрекнул Кремль «в неконституционной концентрации власти в округах» и предсказал, что деятельность Путина приведет к реализации доктрины Збигнева Бжезинского (в этом месте Путин оживился и выражение «доктора» покинуло его хмурое лицо). Последний же оратор, глава Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко говорил очень долго, но так тихо, что расслышать можно только «законопослушание», «энергетика» и «Ханты-Мансийский автономный округ".
На этом прения по стратегии развития нашей страны как бы завершились. Путин сказал мужам слегка устаревшую по ходу действия речь, в которой поблагодарил их за конкретность и государственный подход, и поручил правительству доработать свою стратегию с учетом пожеланий и представить ее на утверждение в феврале. На чем, казалось бы, заседание почти кончилось - остались лишь четыре кратенькие информации от мужей Лужкова, Шаймиева, Рокецкого и Яковлева о ходе работы их рабочих групп. И тут случилось непредвиденное. Московский мэр проснулся, вышел на трибуну и начал свой рассказ о том, как он думает обустроить структуру органов исполнительной власти в России. Довольно быстро он пришел к промежуточному выводу: «мы исходим из необходимости создания линейно-штабной системы власти». Путин крупно вздрогнул, по залу прошло волнение и не напрасно: Юрий Лужков говорил еще долго. Очень долго. И не только о штабах и линейках - обо всей нашей многообразной жизни. Он эффектно срывал с переносицы очки и водружал их обратно, и снова срывал, и снова водружал, размахивал руками по горизонтали и по вертикали, вздымал персты кверху и опускал их в пол из драгоценных пород дерева. Он раскраснелся, сиял, забыл про президента и страстно обращался к коллегам, он поддержал Путина во всем, а в остальном подверг его конструктивной критике. Он не замечал глухого ропота коллег, которые впрочем, на 20-й минуте роптать перестали. Он говорил 25 минут и закончил с видимым усилием и сожалением: словами о том, что программа Ишаева - это нет слов как хорошо. Пожалуй, он сбыл свою мечту - стоял на трибуне в Александровском зале и говорил, как мог говорить только настоящий президент.
Можно считать, что на этом первое заседание Госсовета действительно закончилось. Чувство уныния, охватившее независимых наблюдателей, - наверняка ничто по сравнению с чувством, которое должно было бы переполнить Путина. Потому что представленные на Госсовете гос-мужи - это, конечно же, не распоясавшиеся удельные князьки, а самая что ни на есть репрезентативная выборка из активного российского населения, его лучшие люди. Возникает, в частности, смешанное чувство к самому Путину - уважения и досады одновременно: взялся ведь человек и за хозяйство, и общественный консенсус блюсти, приличия там всякие, демократии. Посмотрим, надолго ли хватит, и главное, всерьез ли. А также закралась совсем уж крамольная мысль: национальную стратегию все-таки лучше разрабатывать кулуарно, подковерно и максимум впятером.
Впрочем, о насущном - статусе члена Госсовета - в целом все-таки, кажется, договорились. Они, как поведал тюменский губернатор Леонид Рокецкий, конечно же, понимают, что Госсовет - орган навсегда совещательный и не надо больше с этим к Путину приставать. Но и отчаиваться не надо: вопрос статуса может быть решен с совершенно другого боку. Идея прекрасна - просто принять, наконец, закон, регламентирующий статус «высшего должностного лица субъекта Федерации». На повестке дня следующего заседания - разграничение полномочий и предметов ведения между центром и субъектами. А еще через три месяца после разграничения Госсовет приступит к реформе естественных монополий.
Председатель правительства Михаил Касьянов, как и Владимир Путин, связывает с Госсоветом большие надежды. Премьер назвал исключительно важным то, что его первое заседание посвящено перспективам развития России в XXI веке. «Надо признать, что в последние годы прогнозированию развития государства уделялось слишком мало внимания. Очень сложно думать о долгосрочной перспективе, когда не можешь поручиться за то, что произойдет в экономике через месяц или даже неделю. Но тактика постоянного затыкания дыр крайне неэффективна и не сулит ничего хорошего в перспективе. В результате власть не только не помогает населению и промышленности строить свои планы, но и часто своими действиями мешает этому», -- заявил глава кабинета.
Михаил Касьянов также считает, что деятельность Госсовета позволит «сделать так, чтобы при принятии любого политического решения всем было очевидно, что власть действует в интересах общества в целом, а не какой-либо группы лиц».
В качестве одной из первоочередных задач премьер-министр назвал поиск сбалансированного решения по земельному вопросу. «Общественная дискуссия монополизирована сегодня крайними воззрениями и не оставляет места для более взвешенных позиций. Госсовет способен указать сбалансированный путь для решения этой проблемы, который во многом предопределит, какой будет Россия в 2010 году», -- заявил он.
***
Рассмотренная Госсоветом Стратегия развития России до 2010 года базируется на том, что «среднего класса в России должно быть минимум 50--55% населения», заявил вчера губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев -- руководитель рабочей группы по подготовке концепции альтернативной правительственной программе.
Документ предусматривает ежегодный рост в экономике на 5--6%, а в некоторых отраслях -- на 10--15%. «Эти показатели, -- заявил г-н Ишаев на заседании Госсовета, -- реальны и сегодня соответствуют задачам государства».
Роль государства в экономике Виктор Ишаев определяет как «регулирующую». «Дерегулирование экономики не может быть главным принципом, -- заявил он. -- Пока рыночные механизмы не способны самостоятельно зарождаться в России, и главная задача государства -- создать условия для формирования эффективного рынка». В то же время в среднесрочной перспективе, по мнению г-на Ишаева, государство должно повысить свою роль в таких сферах, как управление, военно-промышленный комплекс, фундаментальная наука, агропромышленный комплекс, образование, здравоохранение.
Государство должно иметь «единый бюджет РФ, сопряженный в рамках законодательства с региональными бюджетами», заявил Виктор Ишаев. Это, по его мнению, в числе прочего позволит сократить дистанцию между «богатыми» и «бедными» регионами. Кроме того, г-н Ишаев предложил подключить к системе поддержки малоимущих ресурсы регионов, местного самоуправления и бизнеса: попытка решить проблему только за счет государства «ведет в стратегический тупик».
Татьяна МАЛКИНА