|
|
N°173, 23 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Правозащитный симптом
Положение с правами человека снова считают чрезвычайным
Российские правозащитники считают, что ситуация в стране требует немедленного созыва чрезвычайного съезда в защиту прав человека. Проведение его намечено на 20--21 января 2001 года. Об этом заявили вчера члены оргкомитета съезда, среди которых -- депутат Госдумы Сергей Ковалев, председатель общественного фонда «Гласность» Сергей Григорьянц, лидер общественного фонда «За права человека» Лев Пономарев, представитель общества «Мемориал» Светлана Ганнушкина. Члены оргкомитета подчеркивают: нужен не междусобойчик, не собрание правозащитников, а именно съезд в защиту прав человека, участие в котором должны принять около 400 представителей российских регионов.
Конечно, к подобным заявлениям можно относиться с известной долей скепсиса. Так уж сложилось за последнее десятилетие, что в роли правозащитников в России выступают всегда одни и те же люди, успевшие своими выступлениями на частых, но весьма немногочисленных митингах изрядно девальвировать понятие «правозащитник». И, наверное, есть большая доля их собственной вины в том, что они сегодня воспринимаются и властью, и простыми россиянами как узкая и довольно маргинальная прослойка общества. Однако воспринимать призыв к чрезвычайному съезду в защиту прав человека как очередной клич маргиналов нельзя. Нужно признать, что в данном случае правозащитники являются выразителями тех опасений, порой даже еще четко не сформулированных, которые возникают у многих наших соотечественников в последнее время. И, возможно, согласиться с тем, что богатый опыт осознанного сосуществования бок о бок с тоталитарной властью позволяет им лучше разглядеть нечеткие симптомы, которые со временем могут принять конкретные и весьма опасные очертания. «Мы обеспокоены нынешним политическим развитием страны, -- объяснял вчера свою мотивацию Сергей Ковалев. -- Нельзя сказать, что вектор этого развития направлен совсем уж назад. Но власть, я полагаю, собирается воспользоваться методами прошлого, постепенно модернизировав общество в нужном ей духе. Никто вам не скажет: «Мы хотим восстановить цензуру». Однако тенденция заметна: власти хотели бы прибрать СМИ к рукам. Еще тенденция -- создать «управляемую демократию». Плюс восклицания о великой державе, поиск внешних союзников в Северной Корее, Ливии, Ираке, на Кубе... У нас нет паники -- есть понимание, что демократическим силам надлежит объединиться, не остаться пассивными зрителями происходящего в стране, а быть активной составляющей общества, если угодно -- оппозицией власти».
Причем г-н Ковалев заявил, что выражает в данном случае не личное мнение, а оглашает опасения тысяч соотечественников, которые считают своим приоритетом защиту прав человека. Объединяясь в общественные организации и движения, они сегодня уже довольно успешно действуют в этом направлении в регионах. И в последнее время все чаще наталкиваются уже не на бездействие, а на противодействие властей. И, кстати, сама идея чрезвычайного съезда родилась, что называется, «снизу» -- с ней выступило объединение региональных организаций «Общее действие».
Напоследок члены оргкомитета съезда еще раз особо отметили тот факт, что форум созывается общественными организациями, а не политическими партиями и движениями. Все тот же Сергей Ковалев подчеркнул, что будет принимать в нем участие как гражданин России, а не как член фракции СПС.
Сергей Митрохин, фракция «Яблоко»:
-- Ситуация в обществе складывается таким образом, что сегодня нынешняя федеральная власть, по сути, участвует в акциях, которые в целом направлены на нарушения прав человека. В этом я вижу основное отличие нынешней власти от ельцинской. При Ельцине, правда, тоже нарушались права человека. Однако тогда это не носило такой масштабный характер и не так отчетливо прослеживалось. В нынешних условиях такая угроза возможна, тем более что ее симптомы уже сейчас очевидны. И, судя по всему, власть не собирается на этом останавливаться, что само по себе очень тревожный знак. В связи с этим в отношении прав человека в российских условиях возникает совершенно новая ситуация. Поэтому, на мой взгляд, консолидация всех общественных правозащитных сил необходима и своевременна. И «Яблоко», безусловно, приветствует инициативы съезда правозащитников. Тем более что правозащитная тема является одной из центральных тем идеологии «Яблока».
Вячеслав Игрунов, фракция «Яблоко»:
-- В последнее время многие решили, что вроде как правозащитным организациям нет места в политике, потому что настоящая демократия в России уже сложилась. Однако потребовалось довольно много времени, чтобы люди наконец осознали, что правозащитное движение востребовано нынешним обществом. Потому все правозащитники в некотором смысле должны «сверить часы» -- собственно оценить, как развивается современная политическая ситуация, и понять, в чем же необходимо скоординировать действия всех правозащитных организаций. Именно предстоящий съезд и должен стать своеобразным толчком к созданию единой правозащитной организации. Тем более, если учитывать то обстоятельство, что единой сплоченной среды в правозащитном движении до сих пор пока нет.
Виктор Похмелкин, фракция СПС:
-- Сам я не могу это комментировать. Решать будут руководители фракции. Но мы, безусловно, положительно относимся к инициативе проведения правозащитного съезда. Некоторые члены нашей фракции будут присутствовать на этом событии, поскольку они являются руководителями известных правозащитных организаций.
Елена БОЛДЫРЕВА