|
|
N°173, 23 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чужие приоритеты
Проблема прав человека не является сегодня в глазах общества приоритетной. Даже если проводятся опросы о войне в Чечне, многие высказывают тревогу по поводу затянувшихся боевых действий, гибели наших солдат, но нарушение там прав человека почти никого не волнует.
Некоторые элементы демократии -- свобода слова, например, свобода выезда, свободные выборы -- вот это затрагивает многих. Но какие-то более тонкие вещи, которые могут отразиться на положении с правами человека, большинство россиян не воспринимает. Примерно 40% респондентов хотят, чтобы СМИ были независимыми. Когда мы спрашиваем, а не ограничить ли свободу СМИ в интересах процветания державы, за такую возможность голосует 36%, а 52% высказываются категорически против. Но на вопрос «Как вы относитесь к тому, что сейчас на высокие должности часто назначаются работники спецслужб и военные» положительно отвечают 44% граждан и лишь 34% обеспокоены по этому поводу.
Гражданское общество у нас, конечно, еще не сформировалось. Те ответы, которые мы получаем на свои вопросы, -- это все на вербальном уровне, лишь словесные реакции. А к тому, чтобы серьезно отстаивать свои права, общество не готово. У населения большой скепсис по поводу демократии. Демократическим признают наше общество всего 26%, а 54% заявляют, что никакой демократии у нас нет.
При Ельцине люди с правозащитной ориентацией чувствовали себя гораздо уверенней. При всех своих ошибках сферу, относящуюся к правам человека, Борис Николаевич старался не трогать. А сейчас, и в этом правозащитники правы, мы движемся в сторону авторитаризма. Я это прогнозировал и раньше, наблюдая за Путиным, когда он еще только появился, и, конечно, было ясно, что прикручивать гаечки он будет.
Поэтому тревога правозащитников кажется мне обоснованной. Все зависит от того, насколько дееспособны будут они сами. Политические партии как-то охладели к защите прав человека. От них помощи ждать не приходится. Зато очевидно, откуда будет исходить противодействие: из недр судебной, прокурорской системы, где работают люди со старой психологией, опасной с точки зрения защиты прав человека. Эти системы не реформированы -- ни персонально, ни структурно. Зато очень чутко отреагировали на смену политического климата. Мне кажется, что прокуратура сегодня, пожалуй, опасней, чем в свое время КГБ.
Леонид СЕДОВ, ведущий научный сотрудник ВЦИОМ