|
|
N°173, 23 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы договорились суммировать претензии»
О том, каковы перспективы нефтяного сотрудничества России с Ираком и другими государствами Персидского залива, специальный корреспондент газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА спросила министра энергетики России Александра ГАВРИНА.
-- 26 ноября в Москве в ходе заседания российско-иракской нефтегазовой комиссии по сотрудничеству вы встретитесь с замминистра нефти Ирака Фаизом Шахином. У Ирака есть претензии к российской компании ЛУКОЙЛ, которая никак не начнет работу на крупном месторождении «Западная Курна-2».
-- Об этой встрече мы договорились с министром нефти Ирака г-ном Амром ар-Рашидом в Венесуэле, где в сентябре Россия в качестве гостя присутствовала на заседании ОПЕК. С Ираком у нас периодически появляются взаимные претензии. Это претензии к российским компаниям с иракской стороны, но и у наших компаний есть определенная мотивировка. Мы договорились все претензии суммировать, проработать и попробовать сформировать единые подходы, а в декабре или январе встретиться в Москве уже с министром нефти Ирака Амром ар-Рашидом и определить пути решения.
-- Почему Минэнерго не порекомендует иракцам другую российскую компанию, которая бы более активно взялась бы за «Западную Курну»?
-- Нельзя так легко говорить, что вот можно взять и передать все другой компании. Тогда к этому может привыкнуть другая сторона. Этот контракт заключен на определенных условиях, и мы как государство придерживаемся режима экономических санкций ООН против Ирака. Только если мы добьемся политического решения этого вопроса, компании будут вправе там полноценно работать. Только тогда мы можем принять максимально объективное решение.
-- Вы не опасаетесь, что после снятия санкций с Ирака большие объемы иракской нефти обвалят цены на нее?
-- Мы за цивилизованный подход. Это проблема политическая, а в технологическом плане я не вижу опасности в полноценном возвращении Ирака на нефтяной рынок. Тем более что добыча Ирака как члена ОПЕК будет определена квотой.
-- Когда мы начнем сотрудничать с другими нефтяными государствами Персидского залива, с Кувейтом, Саудовской Аравией? Или страны Запада нас не пускают на эти рынки?
-- Мы налаживаем диалог. Это крупнейшие производители, а у России есть технологический опыт разработки месторождений, и мы готовы им обменяться. Так что предмет для обсуждения есть. Мы прекрасно понимаем, что эти рынки платежеспособны, эти страны в состоянии приобретать самые высокие технологии. Поэтому уровень наших технологий должен быть не ниже, а гораздо выше западных. Это одно из условий нашего прихода сюда. Пока надо признать, что западные страны нас опережают. Но сам факт диалога и сотрудничества позволит найти нишу в этих взаимоотношениях. Обратите внимание: на Международном энергетическом форуме, который только что завершился в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, российская делегация сидела рядом с саудовской, а наш флаг находился в центре. В нефтяной области главное -- выработка взаимоприемлемых подходов стран-производителей, а Россия сейчас активна в этом процессе, наша позиция интересует всех, страны Персидского залива в том числе. Мы за диалог между производителями и потребителями, за установление стабильных и разумных цен.
-- Каковы ваши впечатления от Международного энергетического форума?
-- Сегодня ситуация со спросом и предложением на нефтяном рынке сбалансирована. Я спрашивал западных потребителей, есть ли у них проблемы с тем, чтобы купить нефть, может, ее не хватает? Или все-таки настоящая проблема связана с деньгами и высокими ценами на нефть? Никто не пожаловался на нехватку объемов нефти на рынке. Предложений достаточно. Проблема, что сегодня в цене нефти высока налоговая составляющая, об этом давно говорят страны-производители, а сейчас с этим соглашаются и потребители. Одновременно высока спекулятивная составляющая.
-- Какие цены устроили бы Россию?
-- Мы говорим о коридоре 24--28 долл. за баррель, а главное для нас -- стабильность. Излишне высокие цены могут привести к кризису в странах-потребителях и снижению их спроса на энергетические ресурсы.
С Александром ГАВРИНЫМ беседовала Елена СУПОНИНА