Время новостей
     N°172, 22 ноября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.11.2000
Явление отца народу
Милошевич возвращается в политику, а Джинджич делает заявку на власть
Бывший президент Югославии Зоран Лилич покинул своего капитана за несколько недель до того, как корабль пошел ко дну. Лилич заявил о выходе из руководства Социалистической партии (СПС) и об отставке с должности советника Слободана Милошевича. Расчет бесцветного и инертного Лилича, которого оппозиционная прежнему сербскому режиму печать характеризовала как «человека, который не вмешивается в собственные дела», на сей раз оказался тонким. Уже через несколько дней после «белградской октябрьской революции» Лилич всплыл на поверхность и заявил в интервью еженедельнику НИН: поскольку он полностью порвал с диктатором, то отныне может «спокойно смотреть согражданам в глаза и прогуливаться по центру столицы, ничего не стыдясь». Еще одним доказательством искупления вины перед народом Лилич может считать новый проект: образование «нормальной» Социал-демократической партии Сербии, которая на предстоящих 23 декабря досрочных выборах в республиканский парламент планирует составить конкуренцию СПС на левом фланге.

Лилич не первый и не последний перебежчик из окружения Милошевича. О несогласии с практикой и тактикой лидера заявила группа партийных ветеранов, вытесненная Милошевичем из партийного руководства в середине 90-х годов. Один из таких железных гвардейцев -- Борислав Йович вместе с некогда занимавшим пост директора сербского телевидения Милорадом Вучеличем, которого еще месяц назад считали одним из самых вероятных кандидатов в преемники Милошевича, -- создал еще одну левую организацию -- Демократическую социалистическую партию. В минувшую субботу из СПС самоисключилась компактная группа высокопоставленных чиновников (самый известный из них -- бывший министр культуры Сербии Желько Симич), объяснившая демарш «резким несогласием с теми, кто пытается воспрепятствовать превращению СПС в европейскую демократическую организацию». «Те, кто» -- это группа «политических твердолобых», по-прежнему поддерживающих опального экс-президента. К их числу относят близких соратников Милошевича Николу Шаиновича, Драгана Томича и Горицу Гаевич.

Пост президента партии -- последняя должность, которую еще сохранил вчерашний хозяин Югославии. Но и она теоретически может быть потеряна через несколько дней -- на 25 ноября назначен внеочередной съезд, который должен принять свежую платформу СПС и избрать ее новое руководство. Поговаривают о том, что сильное давление на партийную верхушку оказывают организации на местах. Партячейки требуют оглашения списка «во всем виноватых» во главе с Милошевичем, что станет для «рядовых членов» своего рода индульгенцией. Поэтому сомкнувшие ряды сторонники бывшего президента пытаются таким образом отсортировать делегатов съезда, чтобы все приехавшие в Белград, как и прежде, дружно проголосовали за единственного руководителя. За неделю до съезда большинство аналитиков в Белграде склонялись к мысли о том, что в выборе между «партией и внуком», о котором Милошевич заявил в «речи отречения», он предпочтет все-таки первое. В понедельник вечером это подтвердил сам Милошевич, впервые после отречения появившийся на телеэкране канала «Ю-инфо». Грядущий партсъезд он назвал «объединительным», а саму СПС -- «единственной партией, способной улучшить положение народа». Хотя эта СПС и осыпается, как старая новогодняя елка, социологи прогнозируют ей до 15--20% голосов избирателей на выборах.

Перестройку на марше проводят и сербские демократы. Номинальным героем их кампании вновь может стать президент Югославии и глава Демократической партии Сербии (ДПС) Воислав Коштуница, объявивший о готовности возглавить предвыборный список, если партнеры выполнят ряд условий. Если и эти выборы для блока «Демократическая оппозиция Сербии» (ДОС) окажутся успешными, главным победителем может стать не Коштуница, а лидер Демократической партии (ДП) Зоран Джинджич. Именно за ним по одному из вариантов соглашения между лидерами ДОС «закреплен» пост премьера республики, и именно эта должность обеспечивает реальную власть.

Джинджич, до сих пор не претендовавший ни на один из высоких постов и занимающий сейчас формально скромную должность «координатора ДОС», как и ожидали, сделал заявку на национальное лидерство. Судьба югославской федерации туманна, и, как полагает Джинджич, в худшем для себя случае Воислав Коштуница повторит судьбу Михаила Горбачева, а в лучшем -- станет «царствующим, но не правящим» монархом. Не случайно до сих пор Джинджича куда больше министерских постов в правительстве Югославии интересовало влияние в силовых структурах, контроль над финансовыми потоками и государственными монополиями. Блоку ДОС, разногласия между участниками которого становятся все более очевидными, осталось существовать несколько месяцев: он расколется на сторонников Джинджича и сторонников Коштуницы, не считая мелких фракций. Против диктатора боролись все вместе, а свою победу каждый завоевывает в личной, а не в командной борьбе.

Андрей СТАХОВ