|
|
N°172, 22 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проиграли в прятки
На X Международном фестивале ВГИКа искали новое, но не нашли
На открытии десятого ВГИКовского фестиваля председатель жюри, директор киностудии им. Горького Владимир Грамматиков заявил: чтобы побороть царящие сегодня в российском кинематографе «малокартинье» и «невнятицу», нужно привлечь внимание именно к «творчеству молодых». Фестиваль проходил под девизом «Мы ищем новое -- новое ищет нас».
К сожалению, приходится признать -- искали довольно плохо. За исключением торжественного открытия в Доме кино (оформленного почему-то в ностальгически-советском ключе, с бравурными песнями и плясками под музыку Свиридова и Дунаевского) все конкурсные просмотры, а также другие фестивальные мероприятия проходили в помещении ВГИКа. Со стороны организаторов довольно странно было рассчитывать «привлечь внимание к творчеству молодых», демонстрируя их работы в тесных и душных аудиториях института, к тому же при практически полном отсутствии рекламы. Да и программа фестиваля, с которой организаторы настоятельно рекомендовали ознакомиться на странице KinoIZM в Интернете, далеко не всегда совпадала с тем, что предлагал сайт.
Среди работ, представленных на фестивале, большинство действительно талантливых фильмов не то чтобы очень «новые». Взять, к примеру, картину П. Буслова «Тяжелая работа старых мойр», получившую специальный приз жюри за поиск. Этот фильм о хитросплетениях линий судьбы, композиционно выстроенный наподобие романа Кортасара «Модель для сборки», уже участвовал в фестивале «Дебют-Кинотавр». Работа Татьяны Шилкиной «Ничего страшного», победившая в трех номинациях, к настоящему моменту участвовала в кинофестивалях не только в Санкт-Петербурге и Сочи, но и в Мюнхене, Венеции, Монреале. С тем, что фильм очень хороший (это экранизация рассказа Виктора Пелевина «Синий фонарь» с использованием компьютерной графики и анимации), спорить не приходится, но все же, как ему удается оставаться «новым» и «дебютным» после стольких показов и призов, непонятно.
Когда после шести дней безуспешных поисков «нового» фестиваль наконец завершился под все ту же нестареющую музыку, выбор жюри показался странным. Одарили унылый фильм Наталии Бабинцевой «Детский мир», о том, как работники одной фабрики в Брянской области получают зарплату игрушками и продают их на станции Сухиничи, специальным дипломом -- «за тему». Зато совершенно проигнорировали одну из самых удачных работ фестиваля, картину многообещающего 24-летнего режиссера Нурбека Эгена. Уже несколько раз Эген становился лауреатом конкурса «Св. Анна». Его новый игровой фильм «Санжыра» (красивая меланхоличная история об обряде инициации киргизского мальчика) не вызвал интереса жюри фестиваля ВГИКа. Впрочем, возможно, фильм поедет в Канны.
Анна СТАРОБИНЕЦ