Время новостей
     N°97, 30 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2003
Царскосельские «кроссворды»
Реконструкция Янтарной комнаты, завершенная точно к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, началась в Советском Союзе еще в 1979 году. Однако проект тогда пришлось официально заморозить в связи с хронической нехваткой финансирования. Работы в прежней Янтарной комнате снова смогли сдвинуться с места в конце 90-х, когда немецкая газовая компания Ruhrgas из Эссена гарантировала предоставление 3,5 млн долларов. Условием немецких спонсоров (которое в результате точно выполнено российскими мастерами) было открытие Янтарной комнаты к юбилею северной столицы России.

Российский министр культуры Михаил Швыдкой, принимая в составе экспертной комиссии уже готовую к официальному открытию Янтарную комнату, называл ее «уникальным проектом в истории культуры». С этим невозможно не согласиться. Стоит только представить себе, что 50 петербургских мастеров-реставраторов, работая по одиннадцать часов в сутки, вырезали по сохранившимся чертежам, рисункам и фотоснимкам почти полмиллиона янтарных плиток для облицовки стен! Около шести тонн окаменевшей смолы доисторических деревьев пошло на их изготовление. Все занятые в реализации этого проекта -- мастера высочайшей квалификации, тщательно изучившие секреты ремесленников XVIII века.

Цель, которая стояла перед реставраторами, -- воссоздать до мельчайших деталей уникальное произведение. Но речь при этом шла в первую очередь о серьезной научной проблеме, решение которой началось с исследовательских и проектных проработок. Для этого было необходимо получить доступ к архивным источникам Государственного управления по охране памятников, Института археологии, Государственного историко-архивного управления, запасникам крупнейших петербургских музеев и фотовыставок, многочисленным научным и историческим материалам. Восстановительные работы велись, в частности, на основе фотодокументов, изготовленных в ходе подготовки запланированной незадолго перед войной реконструкции Янтарной комнаты. Именно на них и удалось запечатлеть ее существенные детали, включая сложнейшую световую гамму. Эти материалы удалось разыскать среди эвакуированных экспонатов Екатерининского дворца. Среди них сохранились и некоторые детали декора, которые помогают сегодня разгадать цветовые тайны прежних янтарных панелей.

Коллективу реставрационной мастерской под руководством Бориса Игдалова удалось, казалось бы, невозможное. Стены мастерской увешаны фотографиями Янтарной комнаты в многократном увеличении. Прежде чем приступить к работам на янтаре, каждый фрагмент облицовки приходилось сначала, используя архивные источники, изготавливать из пластилина. Затем после тщательного обследования полученной модели группой экспертов давалось добро для гипсового образца. Он и служил образцом уже для резчиков по янтарю. Здесь от мастеров требуется особый «вкус» на янтарь -- ведь воссоздание из небольших янтарных плиток панно, повторяющего по форме и цвету все оттенки исчезнувшего оригинала, является почти неразрешимой задачей. На одном из последних этапов «технологической цепочки» с помощью специальной мастики, сваренной по особому старому рецепту из смол и клея, тонкие пластинки янтаря вместе с произведениями резчиков складываются на специальной большой панели. Для удобства мастера именуют ее между собой «кроссвордом». В результате обработки одного килограмма драгоценного янтарного сырья даже при строжайшей экономии остается лишь 150 граммов материала, пригодного для использования.

Петер АНТОШЕВСКИЙ