Время новостей
     N°97, 30 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2003
Министр культуры России Михаил Швыдкой: «Ощущение полного восторга»
-- Многие считают, что главная ценность Янтарной комнаты -- в ее мифологии. Вы одним из первых увидели ее после восстановления. Каковы впечатления?

-- Янтарная комната -- удивительный результат труда немецких ремесленников. Это выдающийся памятник прикладного искусства, и, конечно, ее ценность связана с ее исторической судьбой. Она производит уникальное впечатление -- это, безусловно, шедевр. Когда входишь в зал, испытываешь потрясение от того, что пространство абсолютно светоносно. Ведь старая Янтарная комната была покрыта олифой, из-за которой цвет янтаря темнел. Со временем, конечно, и новая Янтарная комната покроется патиной. Но сейчас она вся сияет. Ощущение полного восторга.

-- Между Россией и Германией и внутри самой России идет очень напряженная дискуссия о реституции культурных ценностей. Прежде всего речь, конечно, о моральном аспекте проблемы и преодолении моральных стереотипов. Как, на ваш взгляд, влияет на этот процесс совместное восстановление Янтарной комнаты? Можно ли сказать, что это событие примирит противников?

-- И да, и нет. Дело в том, что для примирения требуется время. А пока, мне кажется, примирению и диалогу мешает психологический барьер: тени Великой Отечественной войны и «холодной войны» недавнего прошлого. Особенно это касается людей, прошедших вторую мировую войну. Отдельные политики используют этот психологический барьер в своих целях, спекулируют на псевдопатриотических лозунгах. Честно говоря, для меня проблема реституции давно не имеет статуса российско-германских отношений. Проблема реституции -- внутрироссийская проблема. Она связана с тем, чувствует общество себя здоровым и сильным или обиженным историей. Я считаю, что Россия -- страна сильная. Поэтому должна исходить из нормальных, цивилизованных норм жизни. Те же, кто считает, что наша страна обобрана историей, сами унижают Россию.

-- Как бы вы оценили роль частного бизнеса в этом проекте, ведь до «вмешательства» компании Ruhrgas дело долго не двигалось с мертвой точки?

-- Не будем забывать, что все-таки две трети средств дало государство. Конечно, Ruhrgas очень стимулировал завершение работы. Вообще, роль частного бизнеса в культуре современной России трудно переоценить. Я считаю, что благодаря его участию появилось новое качество отношений культуры и общества. Частный бизнес представляет общество, и его помощь культуре свидетельствует об успешном социальном и политическом развитии России. Это очень позитивный процесс.

Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ