|
|
N°172, 22 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Керосин для Boeing делают в Ярославле
Но перспективы его экспорта не слишком велики
Российско-белорусская нефтяная компания «Славнефть» начала экспорт турбинного керосина -- основного компонента авиационного топлива Jet А-1. Его используют практически все средне- и дальнемагистральные авиационные лайнеры иностранного производства, в частности, самолеты Boeing и Airbus.
Производство турбинного керосина на заводе "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" началось в октябре текущего года по технологии компании British Petroleum, владеющей международной лицензией на этот вид топлива. Строительство установки по производству керосина производительностью от 10 до 15 тыс. тонн в месяц обошлось "Славнефти" в 1,5 млн долларов.
Сейчас иностранным авиакомпаниям, совершающим полеты в Россию, а также отечественным перевозчикам, эксплуатирующим западные самолеты, приходится закупать Jet за границей, чтобы заправиться в наших аэропортах. Так что "Славнефть" в будущем может получить перспективный и сверхдоходный рынок сбыта нефтепродуктов, а также доступ к крупным топливным авиационным терминалам. Например, таким, как Шереметьево.
К производству Jet А-1 проявляют интерес практически все крупные отечественные нефтяные компании, но немногие из них могут реально выпускать этот вид керосина. В начале ноября Сызранский НПЗ, входящий в состав ЮКОСа, запустил установку по очистке моторного топлива, позволяющую производить керосин марки Jet, однако к его выпуску еще не приступил. И пока никто, кроме "Славнефти", в нашей стране не производит Jet.
Как утверждают некоторые эксперты, хотя Jet и является современным и экологически чистым топливом, потребность в нем низка. Во-первых, рыночная стоимость Jet составляет около 500 долл. за тонну, что на 10--15 долларов выше цены других высококачественных сортов авиационного керосина. Во-вторых, в России жесткие экологические стандарты еще не разработаны, а в Европе они будут вводиться только с 2005 года. И пока переплачивать никто не хочет, к тому же отечественные нефтяные компании, по мнению аналитиков, вполне успешно продают на Запад авиационное топливо марки РТ и даже устаревшее топливо марки ТС.
Алексей ЗЕМЦОВ