|
|
N°94, 27 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Никто не хочет видеть Ирак источником тревожных тенденций»
Совет Безопасности ООН практически единодушно проголосовал в конце прошлой недели за резолюцию 1483, отменившую тринадцатилетние торговые санкции против Ирака. Американские СМИ расценивают это голосование как победу США и Британии. В эксклюзивном интервью газете «Время новостей» представитель России в ООН Сергей ЛАВРОВ высказывает на этот счет иную точку зрения.
-- Триумфаторских настроений нет и быть не может. Все понимают, что на самом деле происходит осознание американцами и англичанами простой вещи: самостоятельно решить проблему Ирака они не могут. В ходе дискуссии четко прозвучала озабоченность, что обязанности США и Великобритании как оккупирующих держав согласно Женевским конвенциям пока не выполняются, прежде всего не обеспечивается безопасность и элементарный правопорядок в Ираке. Было откровенно сказано, что любой вклад мирового сообщества в восстановление Ирака как в экономическом, так и в политическом смысле прямо зависит от того, насколько будет обеспечена безопасность в стране. А это, повторяю, обязанность Вашингтона и Лондона. Я бы предпочел говорить не о чьей-то победе или поражении, а скорее о торжестве здравого смысла. Все заинтересованы, чтобы Ирак как можно быстрее стабилизировался, никто не хочет видеть его источником различных тревожных тенденций. В этом плане были максимально учтены интересы всех сторон.
-- Говорят, что в общей сложности в резолюцию было внесено больше 90 поправок. Насколько существенны уступки со стороны Вашингтона и Лондона, соавторов проекта?
-- Уступки были даже более значительными, чем многие ожидали. Коснусь только вопросов, которые имеют принципиальное отношение к России и российским интересам. Прежде всего, серьезно изменен порядок и характер завершения гуманитарной программы («Нефть в обмен на продовольствие». -- Ред.), и не только в смысле продления ее действия не на четыре, а на шесть месяцев, но и по существу: она окончится не с обвальной резкостью, как предполагалось вначале, а плавно, с полным учетом всех тех контрактов, которые были одобрены ранее. Это важно и для обеспечения поступления в Ирак необходимых товаров, это важно и для компаний, в том числе российских, которые на законной основе в соответствии с прежними решениями Совбеза такие контракты заключали.
Добавлено также положение о необходимости решения проблемы иракской внешней задолженности, чего раньше не было. Делаться это будет в основном в рамках Парижского клуба. Этот вариант, как говорил президент Владимир Путин, устраивает Россию. Кроме того, признана необходимость завершить разоружение Ирака в отношении оружия массового уничтожения в соответствии с резолюциями Совбеза. Прямо упомянуты в этой связи сохраняющиеся мандаты ЮНМОВИК и МАГАТЭ. В этот же блок я бы добавил согласие американцев и англичан записать в резолюцию -- чего тоже раньше не было -- свою собственную обязанность докладывать Совбезу о том, что их конкретные поисковые группы, работающие в Ираке, там обнаружат.
-- То есть с принятием резолюции ООН может считать себя равноправным партнером в урегулировании ситуации в Ираке?
-- Безусловно. В политическом блоке резолюции теперь записано, что вместо совещательной роли в лице аппарата специального координатора роль ООН будет независимой и активной с назначением специального представителя, что является высшим уровнем представительства ООН в других странах. (Генсек ООН уже объявил о назначении на эту должность бразильского дипломата Серджио Виейра де Мелло, бывшего Верховного комиссара ООН по правам человека. -- Ред.) Он будет участвовать на всех этапах во всех сферах урегулирования, включая гуманитарные вопросы, восстановление экономики, содействие созданию иракской полиции, управленческих структур и системы судопроизводства, обеспечение прав человека. А самое главное, он будет участвовать в политическом процессе и иметь прямой выход на иракские политические силы и на соседей Ирака. Последнее обстоятельство полно особого смысла, потому что страны региона не хотят, чтобы их просто поставили перед фактом, что в Ираке сформировано такое-то правительство. Они хотели бы многое знать заранее, например каковы будут обязательства этого правительства перед Лигой арабских государств и т.д.
Важно и то, что ООН получает контрольные функции в экономической области уже сейчас. При новой структуре «Фонд развития Ирака», куда после снятия санкций пойдут средства от экспорта нефти и которая будет также распоряжаться средствами для импорта товаров, создается международный контрольный совет (МКС) -- с участием ООН, МВФ, Всемирного банка и Арабского фонда социально-экономического развития -- вместо предлагавшегося вначале совещательного совета. МКС получает доступ к наблюдению за всеми операциями как по экспорту нефти, так и по импорту товаров. Он будет регулярно докладывать о своей работе Совбезу. Поэтому эта сфера будет полностью прозрачна.
Роль ООН и Совбеза подкрепляется и тем, что в резолюцию включено еще одно новое положение. Регулярно докладывать Совбезу будут не только Генсек ООН или спецпредставитель ООН, но и США с Великобританией. Как они заявили сами, ежеквартально. Через год предполагается всеобъемлющее рассмотрение ситуации в Ираке Совбезом и принятие, если потребуется, каких-то дополнительных или новых решений.
-- И все-таки не является ли нынешняя позиция таких противников американского вторжения в Ирак, как Россия и Франция, отступлением от прежних принципов? Иначе говоря, не является ли их поддержка резолюции о снятии санкций легитимизацией итогов войны?
-- Нет, я так не считаю. В природе этой войны ничего не изменилось. Она незаконна самим своим фактом, поскольку не соответствовала отраженным в Уставе ООН критериям, которые позволяют прибегнуть к вооруженной силе. Поэтому ее нелегитимность, несоответствие Уставу ООН и международному праву является аксиомой, не требует какой-то особой документальной фиксации. Ничто в данной резолюции никоим образом не касается узаконения военной акции. Во-первых, США и Великобритания признают -- и Совет Безопасности принял это признание к сведению, -- что они являются оккупирующими державами в соответствии с Женевскими конвенциями и берут на себя все вытекающие из этого обязанности. Женевские конвенции считают захват чужой территории незаконным актом, но они же и требуют от нарушителей вести себя в определенных рамках. США и Англия согласились с этим. Во-вторых, резолюция фактически подводит черту под попытками Вашингтона и Лондона решать иракскую проблему в обход ООН. Всем понятно, что они на практике убедились, насколько сложна ситуация в Ираке и как непросто урегулировать ее без самой широкой помощи многих других стран.
Но для того, чтобы другие страны пошли на такое участие, необходима соответствующая международно-правовая база. Именно эту задачу резолюция 1483 и решает. Она подводит правовую основу под будущие усилия по обустройству Ирака. Она говорит, что состоялась война, к которой ООН не имеет никакого отношения, но теперь мы должны думать об интересах иракского народа. Мы начинаем с этой ситуации, от этой точки. Мы согласны, учитывая, что силы коалиции согласно международному праву должны обеспечивать безопасность, работать с ними, но исключительно на равных. И эта задача, по моему глубокому убеждению, в резолюции достигнута.
Беседовал Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон