|
|
N°93, 26 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ОСТ, который лопнул
Рынок проигнорировал попытку Минздрава изменить правила торговли в аптеках
Откровенным саботажем обернулась попытка Минздрава пересмотреть порядок отпуска лекарств в аптечных пунктах и киосках. В пылу борьбы с фальшивыми медикаментами и некачественной продукцией на прилавках аптек чиновники федерального здравоохранительного ведомства стали навязывать участникам фармрынка слишком жесткие правила игры. Вступивший в силу 30 марта новый отраслевой стандарт (ОСТ «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения») не понравился не только тысячам предпринимателей средней руки, но и руководителям регионов страны. В итоге вот уже два месяца вокруг этого документа продолжаются споры, а требования стандарта, который мог кардинально изменить существующий аптечный рынок (поскольку этим требованиям удовлетворяют только крупные компании и сети), пока остаются лишь на бумаге и далеки от воплощения в жизнь.
Двойной стандарт
Появление новых правил в принципе является вполне закономерным шагом для провозглашенной Минздравом кампании по «зачистке» фармацевтического рынка страны от фальсификатов и «серого» импорта. Регистрация нового стандарта в Минюсте стоит в одном ряду с такими мерами, как учреждение фармацевтической инспекции и введение более жестких правил сертификации лекарственных средств. Естественно, в Минздраве необходимость всех этих шагов объясняют заботой о пациентах и повышением качества обслуживания клиентов аптек.
И на первый взгляд новый ОСТ действительно заставляет провизоров более уважительно относиться к покупателям. В частности, категорически запрещается реализация препаратов с истекшим сроком годности, не соответствующих стандартам и не имеющих всех необходимых сопроводительных документов. Не допускается продажа лекарств с нарушением первичной упаковки (грубо говоря, таблеток россыпью) и без инструкции по применению. Покупатель вправе потребовать в аптеке предоставления информации об аналогах того или иного препарата и их стоимости -- с тем, чтобы иметь возможность выбора по производителям или ценовым показателям. Кроме того, провизоры обязаны по требованию предоставить консультацию не только по самостоятельному применению того или иного лекарства, но и сообщить о том, как и где его следует хранить.
Однако большинство этих и других требований стандарта и без того выполнялись в подавляющем большинстве аптек и аптечных киосков. И потому в этом отношении вступившие в силу 30 марта правила торговли лекарствами новыми не назовешь. В то же время этот документ кардинально изменяет требования к торговым и подсобным площадям аптек, требует увеличить размеры помещений, занимаемых прилавками, складами и самими провизорами. Именно поэтому на рынке и восприняли новый ОСТ не как правила торговли, а как новые правила существования и выживания аптек, аптечных пунктов и киосков на территории России. Причем, как считают многие эксперты, Минздрав вольно или невольно замахнулся на радикальный пересмотр всего розничного звена фармацевтического рынка. Ведь, например, по размерам площадей новым правилам сегодня удовлетворяют только крупные аптеки или торговые точки аптечных сетей. Для небольших киосков и аптечных пунктов, за счет которых, собственно, и была в последнее десятилетие решена проблема дефицита лекарств, новый ОСТ означает в лучшем случае серьезное снижение нормы прибыли, а в худшем и вовсе ликвидацию. По оценкам Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», сегодня количество аптечных киосков и пунктов в России в два с лишним раза превышает количество аптек (45 тысяч против 19--20 тысяч), при этом лишь малая их часть (порядка 3 тысяч) смогла бы выдержать проверку на соответствие новому ОСТу.
Метры для швабры
Именно поэтому подавляющее большинство предпринимателей, имеющих аптечные киоски, расценили появление нового стандарта как начало «зачистки» фармацевтического рынка от неугодных частников. «Мне теперь нужно иметь 20 метров только торговой площади, а приходит в среднем пять человек в час. Куда столько? -- пожаловался корреспонденту газеты «Время новостей» один из руководителей московского малого предприятия -- владельца нескольких киосков и аптечных пунктов. -- Еще 20 метров требуют для хранения медикаментов. Но они у меня все равно будут пустовать: во-первых, вся продукция легко помещается на витрину, а во-вторых, поставщики в течение дня после заказа подвезут все необходимые препараты со специализированного склада. Даже для тряпок, швабр и веников, которые раньше можно было хранить в шкафу, требуется не менее двух квадратных метров!»
Владельцы киосков жалуются на то, что аренда ненужных им, но требующихся по стандарту площадей повлечет дополнительные издержки, что немедленно отразится на прибыльности. При стоимости аренды в столице в 40--50 долларов за квадратный метр в месяц помещения для швабр и пустующих складов обойдутся в копеечку. А ведь прибыль столичных аптек, если верить президенту ассоциации «Фармимекс» Александру Апазову, составляет ежемесячно около 200 тысяч рублей, в киосках этот показатель может быть гораздо меньше. Но увеличение издержек на 2--3 тысячи долларов в месяц еще не самое страшное -- многим киоскам и пунктам просто некуда расширяться, поскольку соседние площади уже давно заняты.
В Минздраве, естественно, утверждают, что требование к размеру помещений не является блажью чиновников. Лекарства -- особый товар, требующий специфических условий хранения. К тому же ряд аптек наряду с продажей готовых форм занимается и производством небольших объемов лекарств по заказу -- от соблюдения там санитарно-гигиенических норм (к которым относятся и нормы площади) напрямую зависит здоровье пациентов, покупающих эти лекарства. Руководители министерства неоднократно заявляли, что считают приоритетом здоровье россиян. И только если соблюдается этот государственный принцип, они готовы согласиться с лозунгами о необходимости поддержки отечественного производителя или, как в случае с аптечными пунктами, малого предпринимательства. Однако на сегодняшнем аптечном рынке России именно от поддержки малого предпринимательства и зависит если не здоровье населения, то по крайней мере его лекарственное обеспечение.
Ларек первой помощи
По количеству аптек современная Россия уже значительно опережает прежнюю республику в составе СССР. Однако доступность лекарств для россиян (если не по ценам, то хотя бы по количеству) была обеспечена не только за счет приватизации и перевода на рыночные рельсы уже существовавших государственных аптек, но и благодаря кардинальному расширению розничной сети. В Москве, например, половина из 600 аптек остается в государственной или муниципальной собственности, а купить лекарства на каждом углу можно благодаря обилию киосков: их в столице, по разным оценкам, от 2 до 3 тысяч. Купить жаропонижающее, горчичники или витамины сегодня без труда можно у любой станции метро, практически во всех новых супермаркетах и старых гастрономах, в спальных районах торговую точку под зеленым крестом можно увидеть практически в каждом квартале (даже если ее название и не читается, как того требует новый ОСТ, с 25 метров). К тому же столичные власти, несмотря на критику со стороны Минздрава и претензии обществ потребителей, упорно продолжают реализацию программы аптечных киосков на колесах. Наконец, нельзя забывать и про социальные программы московского правительства, которое, чтобы избежать злоупотреблений, старается реализовывать лекарства для льготных категорий москвичей в небольших аптечных киосках и пунктах при поликлиниках.
Вероятно, именно этим и обусловлена негативная реакция московских властей на новый стандарт, который угрожает закрытием всем «малым аптекам». При этом, похоже, в мэрии и Мосгордуме сознательно сделали выбор в пользу малого бизнеса, пожертвовав интересами «приближенных» компаний. Понятно, что от введения нового ОСТа выигрывают в первую очередь крупные аптеки и аптечные сети, одной из которых (ныне принадлежащей ICN), по слухам, интересуется дружественная Юрию Лужкову АФК «Система». Но на сетевые аптеки в сегодняшней Москве приходится лишь треть «крупного» сектора, и, даже учитывая темпы открытия новых торговых точек сети «36,6» и других компаний, не приходится рассчитывать на то, что «фарммаркеты» смогут быстро заменить популярные киоски.
Приговор с отсрочкой
Примечательно, что столкнувшийся с негативной реакцией участников рынка Минздрав, выпустивший новый отраслевой стандарт, не стал внедрять его в жизнь «огнем и мечом». Перепугав поначалу предпринимателей, чиновники вскоре сбавили обороты. Но совсем от своих планов не отказались. Как пояснили корреспонденту газеты «Время новостей» в пресс-службе министерства, требования по увеличению площадей пока касаются лишь вновь открывающихся или получающих лицензию аптечных организаций. То есть владельцам уже установленных киосков и открытых аптечных пунктов дадут доработать в нынешних условиях до истечения срока, указанного в лицензии. Но продлить лицензию, не имея оговоренных в ОСТе квадратных метров или не удовлетворяя другим нормативам стандарта, будет уже невозможно. При этом в Минздраве утверждают, что выпущенный документ учитывает требования Всемирной организации здравоохранения и позволит избавиться от издержек «дикого капитализма» 90-х, который наряду с насыщением рынка обернулся еще и падением качества продукции на аптечных прилавках.
Однако эта отсрочка играет на руку прежде всего противникам нового стандарта. Во-первых, потому, что уже вскоре после его публикации в «Российской газете» раздались призывы оспорить документ в суде и антимонопольных органах (как нарушающий условия добросовестной конкуренции). Пока никто в суд не обратился, поскольку до разорения владельцев киосков дело не дошло, однако все они сейчас имеют возможность подготовить юридическую почву для процесса. А во-вторых, уже в июле весомость нового ОСТа, как и утвердившего его приказа Минздрава №80 от 04.03.2003, серьезно поубавится. Дело в том, что вступит в силу федеральный закон «О техническом регулировании», оставляющий за министерствами и госкомитетами право издавать в сфере хранения, перевозки и реализации продукции (в том числе и медицинской) лишь акты рекомендательного характера. Более того, уже сегодня некоторые представители московских властей считают, что требования Минздрава по увеличению площадей аптечных киосков следует рассматривать как рекомендацию. Или, если угодно, добрый совет, к которому можно и не прислушиваться.
Олег ВОЛКОВ