|
|
N°93, 26 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дума займется туркменским досье
Кремль поправляет имидж президента
Председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин выступил в пятницу с сенсационным для нынешней российской политики заявлением. По его словам, четыре комитета обеих палат российского парламента в течение июня собираются провести «всю необходимую подготовительную работу с тем, чтобы дать российской общественности полную информацию, какова обстановка, организованная Туркменбаши на подвластной ему территории, как там грубейшим образом нарушаются права человека». Поводом к таким обвинениям в адрес туркменского вождя стал его указ от 22 апреля о прекращении в двухмесячный срок действия российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве, подписанного 23 декабря 1993 года. Это решение Рогозин оценил как «подготовку к массовой депортации русского населения».
Разумеется, г-н Рогозин лукавит, когда говорит о необходимости довести до российской общественности «информацию о грубейших нарушениях прав человека» в Туркмении. Надо быть слепым и глухим, чтобы воспринять как новость сведения о происходящем в Туркмении, и не только по отношению к русскоязычным. Конечно, «мы ленивы и нелюбопытны», но не настолько, чтобы не замечать шквал публикаций, живописующих реалии туркменского «золотого века». Эту тему пытались поднять в Думе в январе этого года, еще до случившихся в Кремле 10 апреля «исторических» объятий президента Путина с туркменским диктатором, результатом которых стало согласие Москвы на отмену соглашения о двойном гражданстве. Но тогда инициативу зампредседателя думского комитета по делам СНГ Вячеслава Игрунова поддержали только 54 депутата.
Далеко не новость для российского руководства и оглашенная Рогозиным информация, согласно которой «режим Туркменбаши непосредственно связан с поддержкой талибов, в том числе с передачей им топлива накануне контртеррористической операции» в Афганистане. Давно известно и то, что этот «режим имеет отношение к транзиту наркотиков и -- фактически -- к поддержке международного терроризма». Туркменбаши постарался замести следы своего сотрудничества с талибами. В прошлом году всех руководителей комитета нацбезопасности во главе с генералом Назаровым приговорили к длительным тюремным срокам, а его заместитель, полковник Хаит Какаев, непосредственно курировавший «талибское направление», в начале апреля умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.
Так что же заставило весьма близкого к Кремлю г-на Рогозина именно сейчас объявить о необходимости заняться «изучением всего туркменского досье под правозащитным углом зрения»? Объяснений этому может быть несколько. Первое -- в Кремле срочно пытаются дезавуировать последствия «имиджевой катастрофы» российского президента, ставшей результатом сделки «туркменский газ в обмен на отмену двойного гражданства». И как бы ни оправдывались в российском руководстве («соглашение уже фактически не работает», «все, кто хотел, уже уехали из Туркмении», «Ниязов все равно бы отменил институт двойного гражданства»), на всем постсоветском пространстве этот размен восприняли как предательство Москвы по отношению к соотечественникам. Накануне парламентских и президентских выборов это может дорого обойтись как «партии власти», так и президенту.
В такой обстановке приезд Туркменбаши на празднование 300-летия Санкт-Петербурга и его встреча с Владимиром Путиным вряд ли в интересах Москвы. И выступление Рогозина -- недвусмысленный сигнал, посланный по этому поводу Ашхабаду.
А если это так, то напрашивается второй вывод. Обращение Москвы к «туркменскому досье» может означать, что Россия нашла в себе силы преодолеть многолетнюю инерцию инфантилизма по отношению к политике лидеров СНГ, допускающих известные «перегибы» в отношении прав человека. Возможно, что в Кремле вдохновились эффективностью своего жесткого подхода в «иракском противостоянии» с США при подготовке последней резолюции Совбеза ООН. И теперь, после восстановления партнерских отношений с Вашингтоном, Москва может быть уверена, что их совместное противодействие международному терроризму не подорвут интриги Туркменбаши. Американцы уже давно не проявляют интереса к надуванию Ашхабадом пузыря своей газовой незаменимости. И Россия в такой ситуации может и должна быть жесткой и принципиальной по отношению к ниязовскому режиму. Бывший глава «Газпрома» Рем Вяхирев некогда заявил, что Туркменбаши никуда не денется со своим газом и «на коленях» приползет с ним в Россию. И действительно, за 12 лет независимости Ашхабад смог построить лишь маломощный газопровод в Иран. Все остальные трубы, связывающие газовые сокровища Туркменбаши с внешним миром, идут через Россию. И не пристало Москве поддаваться шантажу одного из самых одиозных тиранов современности.
Аркадий ДУБНОВ