|
|
N°93, 26 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мелкие проблемы
К 2007 году Волга может разделиться на две части
В Нижнем Новгороде на знаменитой ярмарке завершает работу форум «Великие реки». Уже в пятый раз российские и зарубежные специалисты собираются, чтобы обсудить проблемы сохранения крупнейших рек планеты. Но на сей раз, чтобы представить главный объект спасения, участникам форума не нужно разворачивать карты и просматривать слайды -- достаточно выйти из главного ярмарочного дома и пройти сотню метров до ближайшей набережной. Волга на территории Нижегородской области катастрофически быстро мелеет. Если в самом Нижнем, на слиянии с Окой, «великая русская река» по-прежнему оправдывает свое название, то буквально в 30 километрах выше по течению зрелище просто удручающее. Для судоходства этот участок Волги один из самых напряженных, но лоцманам достаточно собственного роста, чтобы показать глубину фарватера в районе Городецкого шлюза. Сегодня здесь ежедневно собираются длинные пробки из грузовых и пассажирских судов, ждущих своей очереди. Заместитель министра транспорта России Николай Смирнов назвал ситуацию на Волге близкой к чрезвычайной. По его словам, если ничего не менять, к 2007 река будет поделена на две части.
Для полноценного судоходства необходимо, чтобы минимальная глубина реки превышала 4,5 метра. Сейчас в районе Городца она составляет 1,4 метра. Речники заметно недогружают свои суда, что сказывается на окупаемости перевозок.
Решение проблемы найдено. Необходимо уже в ближайшие годы строить низконапорную плотину между Нижним и Городцом. Она поднимет уровень реки и обеспечит область еще одним автомостом. Стоимость проекта -- 300 млн долл., из которых половину обещает выделить федеральный бюджет. Замминистра выразил осторожную надежду, что стройка может начаться уже через год.
Впрочем, экологи обращают внимание властей на то, что плотина -- это временное решение проблемы. Волга не пополняется водой, и в этом главная причина обмеления. Если не заботиться о сохранении прибрежных болот, о новых лесопосадках и прочих природоохранных мероприятиях, через некоторое время понадобится еще один шлюз. Однако власти уверены, что новая плотина обеспечит нормальное судоходство в ближайшие сто лет. Дальше, видимо, никто не загадывает.
Александр БОГАЧЕВ, Нижний Новгород