|
|
N°93, 26 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хороший звук на Красной площади
Пол Маккартни показал в Москве шоу мирового уровня
The Beatles и Пол Маккартни -- мечта музыкальных критиков: это музыка, о которой можно не писать. Ее воспринимают все, и почти все воспринимают правильно.
Визит Маккартни в Москву сопровождался небывалым ажиотажем. Атмосфера начала раскаляться за несколько месяцев до концерта, активизировав политиков, мечтавших запретить шоу, всяческих «битломанов» и «битловедов», журналистов и самых обыкновенных слушателей всех поколений. От упертой враждебности со стороны ретивых депутатов до полуобморочного восторга нормальных людей -- такой разброс эмоций, рожденных экс-битлом, титулованным джентльменом, сэром Полом Маккартни, о встрече с которым наша страна мечтала почти сорок лет. Хотя нынешний май выдался богатым на артистические события, рядом с визитом Маккартни в Петербург и его концертом в Москве меркнет все.
Уже в четыре часа пополудни в субботу на Красную площадь невозможно было зайти из-за кордонов милиции. Как раз в это время музыканты и техники Маккартни проводили на сцене саунд-чек -- проверку аппаратуры и настройку звука. Вскоре на площадку приехал сам Маккартни, там же была проведена небольшая пресс-конференция. Легендарный музыкант, живой классик оказался раскованным, непринужденным и вежливым человеком. Выглядит он прекрасно и довольно молодо, седые волосы закрашены под шатена. Маккартни сказал, что всегда мечтал побывать и выступить в России. В «битловские» времена Пол и его коллеги по группе -- Джордж Харрисон, Джон Леннон и Ринго Старр (выступивший в Москве в 1998 году) -- почти ничего не знали о Советском Союзе, но были польщены, прослышав, что в нашей стране, несмотря на запреты, их музыка пользуется огромной популярностью, а группа имеет культовый статус. Об этом же, по словам Маккартни, он говорил с президентом Путиным. Глава государства не только побеседовал с музыкантом, но и устроил ему небольшую экскурсию по территории Кремля. Гость и хозяин отлично поняли друг друга. «Мы оба из рабочих семей», -- пояснил Маккартни.
Концерт начался с небольшого театрализованного шоу -- явились артисты, одетые в костюмы разных эпох, стран и народов (венецианцы, циркачи, «истые англичане» и так далее). В «разогреве» явно ощущался психоделический оттенок. Затем актеры разбежались, на экранах появился знакомый профиль человека с бас-гитарой, а на сцене возникли сам Пол и его группа. Они заиграли мощный битловский хит Hello Goodbye, затем -- Jet (с лучшего альбома группы Wings, Band On The Run) и раннебитловскую All My Loving.
Вскоре после начала концерта на Красной площади появился Владимир Путин. Президент стремительно прошел через партер и занял свое место. Публика в партере как по команде встала. Маккартни, допев песню, произнес: «Мы хотим поприветствовать вновь прибывших!» И затем -- по-русски: «Привьет, ребьята!»
Московское выступление -- часть мирового турне Маккартни «Обратно в мир» (Back In The World). Программа, прозвучавшая на Красной площади, та же, что и в остальных странах. Это песни Beatles, сольные композиции Пола и даже песня покойного Джорджа Харрисона Something. Ее Маккартни исполнил, стоя на сцене в одиночестве, аккомпанируя себе на укелеле -- маленькой четырехструнной гавайской гитаре. «Джордж был виртуозом укелеле», -- сказал Пол. Так же сольно, под шестиструнную гитару музыкант исполнил несколько песен, в том числе знаменитую Blackbird. На вопрос московских журналистов о том, какая песня наиболее трудна для концертного исполнения, Маккартни ответил, рассеянно глядя поверх голов: «Да все они... довольно просты».
В одиночестве ему удается звучать не хуже, чем с группой. Хотя нынешний концертный коллектив экс-битла -- молодые, но маститые сессионные музыканты. Гитарист Расти Андерсон и барабанщик Эби Лабориэл записывали с Маккартни последний альбом Driving Rain, клавишник и аккордеонист Пол "Викс" Викенс тоже немало записывался и выступал с маэстро.
Все, как в других странах, за одним, весьма приятным исключением: «Снова в СССР» (Back In The USSR) была исполнена два раза -- в "основной" программе и на бис. Оба раза на экранах над сценой демонстрировалась видеонарезка советской хроники: Брежнев, Ельцин, демонстрации и т.д.
Несмотря на множество политических, исторических и прочих символов, что клубятся над сочетанием «Маккартни -- Красная площадь», концерт воспринимается очень легко. Виной тому неугасимая энергия Пола, профессионализм и «огонек» его музыкантов. Не подкачало и высококлассное сценическое оборудование. Звук на Красной площади (которая, стоит ли говорить, не очень предназначена для концертов) получился идеальным. Детали шоу были продуманы до мелочей -- чего стоит хотя бы бегущая строка, на которой высвечивался перевод того, что Пол говорил публике. Правда, переводить пришлось не так много -- Маккартни ухитрился полконцерта конферировать на русском языке, трогательно заглядывая в шпаргалку.
После визита Маккартни должно признать: Москва окончательно превратилась в гастрольную площадку мирового уровня.
Александр БЕЛЯЕВ