|
|
N°92, 23 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Санкт-Петербург напоминает накрашенную старуху в нарядном платье и грязном белье»
-- По степени безвкусицы и настойчивой глупости мне это напоминает празднование 100-летия Ленина. Тогда его культ должен был экстраполироваться на Брежнева, теперь, вероятно, все лавры должен получить Смольный, хотя, как известно, городские власти уходят в отставку. Уныло и нелепо. И нужен ли вообще праздник более пышный, чем корректный и сдержанный в петербургском духе один юбилейный день.
Даже Миллениум отмечали менее помпезно. Сейчас же, когда проходит откровенная коммерческая пиар-акция, Санкт-Петербург, к несчастью, переживает пору своего падения. Он напоминает накрашенную старуху в нарядном платье и грязном белье. Нет ничего неприличнее. Белье должно быть лучше платья.
За последние годы в городе поставлена масса плохих памятников странным персонажам -- и ни одного памятника достойному человеку, за исключением острого, суперсовременного памятника Сахарову. Да и то до последнего непонятно было, разрешат его устанавливать или будут мешать. Зато верх безвкусицы -- раскрытая гранитная книга перед Санкт-Петербургским университетом, сделанная в духе вполне сталинской эстетики. Гальванизации тоталитарной стилистики поспешествует и то, что Санкт-Петербург сдался вкусу нуворишей, чьи понятия о роскоши отчасти в ней и укоренены, равно как и заимствованы из сериалов. А архитекторы не могут и не хотят им перечить и творят в стилистике Санта-Барбары. Бандитский, по сути дела, вкус, к несчастью, устраивает и «художественное руководство» города. Чем еще можно объяснить появление миллионерских теремков в самом сердце классического Петербурга. Зато новой отважной архитектуры боятся. Город заполнен трусливой архитектурой и трусливой скульптурой.
Древние говорили: «Строит богато тот, кто не может построить красиво. А ведь неприлично, когда в бедной стране пахнет деньгами. У нас в городе фасады пахнут роскошью, дворы -- нищетой. Все служит вкусу нуворишей, все делается для их удобства. Даже трамвайные линии снимаются в угоду тем, у кого есть машины, а страдают от этого старые и бедные люди. А известно, что приличной и, тем более, великой (как у нас любят это слово!) страной может называть себя только та, где старикам хорошо и удобно жить.
Собирать президентов многих стран -- это достойно Петербурга. Но если раньше боялись бандитов, то теперь -- милиционеров, нависает ощущение потенциальной агрессии с их стороны -- дай бог, чтобы я ошибся. А вместо того, чтобы показать президентам то, что есть на самом деле, им покажут декорации. Это тоже в духе советской эпохи -- хамство власти по отношению к одним и услужливое заискивание перед другими. Париж и Лондон не стесняются старых улиц. А Петербург в этическом и эстетическом смысле сейчас живет по советским законам потемкинских деревень, когда лихорадочное зализывание фасадов сопровождается втаптыванием в грязь человеческого достоинства. Нас убеждают, что все хорошо, но город разрушается. Безнравственно зализывать фасады, когда разваливаются дома.
Надо сказать, что новостройки последних лет в историческом центре -- это не просто чудовищная архитектура, не только вообще не архитектура, это еще и вчерашний день градостроительства. Так уже много лет не строят в других столицах мира. Париж не боится возводить суперсовременные дома, в Лондоне строят новые здания музеев. У нас же все пахнет зализанным нафталином. В новых зданиях и отреставрированных памятниках есть какая-то ненатуральность. Прежде технологии были отсталыми, но и после ремонта памятники архитектуры сохраняли свой дух и облик. Сейчас смотришь на здание и кажется, что это -- целлулоид, ненастоящее, виртуальная реальность. Мне не хотелось бы, чтобы в моих словах звучали раздражение и брюзгливость. Просто очень печально, что наступившая свобода так мало изменила и власти, и, к несчастью, нас самих.
Михаил ГЕРМАН, профессор, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Государственного Русского музея