Время новостей
     N°92, 23 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.05.2003
Дурят нашего брата
Первая «Матрица» была забавной и остроумной. Вторая показалась мне помпезной и скучной. Длинная мутная экспозиция погружает публику в темный постиндустриальный подземный мир, жители которого обсуждают угрозу со стороны мира машин. Несмотря на неуклонное приближение гибели, беседуют они друг с другом длинно и витиевато. Потом я ненадолго уснула, но заставила себя проснуться к спецэффектам, о которых было столько читано. Великолепная сцена драки Нео с умножающимися Смитами, напомнившая о балетах Пины Бауш в ускоренной съемке, мгновенно примирила и с фальшивыми голосами российских актеров и с патетическими речами персонажей. Ну начало можно будет и перемотать, подумала я. Однако в дальнейшем фильм снова начал раздражать. Хорошо, я устарела и не владею ключом к наслаждению сменой ярких картинок. Но когда мне показывают драку, то хотелось бы понимать, например, отчего она заканчивается: тот, кто нападал, оказался сильнее или тот, на кого нападали, наконец смог убежать. В «Матрице» все просто размахивают руками, без особого ущерба для окружающих, а потом вдруг, бац, герой улетает... А чего, спрашивается, он столько ждал?

Или знаменитая драка на трейлере. Скорость бешеная, но на сражающихся это никак не отражается. Поскольку их субъективный ритм от нее не зависит. Никакого сопротивления воздуха, это же компьютерная реальность... Но если я не понимаю, отчего пули, разбивая обшивку, не попадают в героев, если все так условно, что кажется абсолютно случайным, то и переживать, эмоционально участвовать в происходящем мне совсем неинтересно. Сюжет стоит на месте, так как история не разворачивается, авторы фильма лишь предлагают набор сказочных ситуаций (пойди к Бабе-Яге, она даст яблочко, оно приведет в лес, там висит ларчик, в нем яичко...). Нео и его товарищи ищут Мастера ключей, с ним убегают, потом надо драться, потом искать тайную комнату, потом все уже забыли, с чего начали, а конца, как известно, надо ждать до третьей серии... Если это пародия, то почему не смешно и так богато? А если было желание сделать обычный приключенческий боевик, только круче и дороже, то не вышло. Потому что если все -- матрица, то никаких приключений и быть не может, потому что приключения -- это сопротивление плотной среде, а не беззаконному пространству, где все не только не то, чем кажется, но и вообще не имеет ни длины, ни ширины, ни веса, ни смысла. А в отсутствие смысла начинается не новая реальность, а простая скука. Из ничего не выйдет ничего, а только пиар-кампания и сплошное надувательство.

Что же касается до плохо переведенных сентенций на тему о смысле жизни и индивидуальном выборе, то кино -- это все-таки не место для философских диспутов. В первой серии идеологемы имели образное воплощение. Во второй -- висят в воздухе обрывками реплик: подрались-подрались, а потом поговорили о важном, и так два часа с лишком. Честное слово, есть занятие и позанимательнее.

Алена СОЛНЦЕВА