Новый телевизионный «Идиот» очевидно пользуется успехом. Его смотрят и даже обсуждают -- на самых разных уровнях. Книжные магазины рапортуют об увеличении продаж романа Достоевского. Культурная публика сравнивает новую версию как с книгой, так и с
первой экранизацией, сделанной режиссером Иваном Пырьевым с Юрием Яковлевым в главной роли (ее, кстати, недурно было бы увидеть в качестве послесловия на каком-нибудь из конкурирующих каналов). Неискушенные зрители с замиранием сердца следят за перипетиями сюжета. Им впервые предоставлена возможность узнать, чем в конечном итоге закончатся мытарства князя Мышкина со товарищи, так как фильм Пырьева ограничивался экранизаций первой из четырех частей романа. На будущей неделе все фабульные линии получат разрешение, а критики будут иметь возможность обсудить произведение в целом и вынести свой вердикт.
Однако кое-что уже очевидно. Заслуга Владимира Бортко прежде всего в том, что, приступая к первой в истории нового телевидения серьезной инсценировке классики, он поборол в себе свойственную большинству режиссеров склонность к переосмыслению исходного материала и занялся добросовестным пересказом сюжета, вполне увлекательного и даже захватывающего. В связи с этим можно надеяться, что первый опыт не станет последним, и телевизионные продюсеры возьмутся за адаптацию «Анны Карениной», «Войны и мира», «Мастера и Маргариты», «Отцов и детей» и других русских классических произведений, сюжеты которых вполне способны удержать перед экраном несколько поколений зрителей. Впрочем, я бы советовала выбрать для грядущих упражнений роман «Братья Карамазовы». И вот почему.
Зрители единодушно признали самой большой удачей фильма исполнение роли Мышкина Евгением Мироновым. Он самым органичным образом освоил непростой текст, сложные монологи произносит так, будто слова рождаются непосредственно у него в голове, а главное, веришь, что его герой действительно любит и жалеет людей, понимая в них что-то, не замечаемое остальными. Одобрительно относятся и Владимиру Машкову в роли Рогожина -- стихии страсти в нем, пожалуй что, нет, но есть фактура, мужская сила, даже трогательность -- чего же более? Олег Басилашвили, Владимир Ильин, Алексей Петренко и даже Михаил Боярский -- все на месте, и если не поражают оригинальной трактовкой или глубиной проникновения в образ, то по крайней мере точны и корректны, а порой и очень обаятельны. С чем в фильме явная проблема, так это с исполнительницами женских ролей.
За одним исключением. Инна Чурикова играет генеральшу Епанчину, на мой взгляд, просто невероятно хорошо. Некоторые упрекают ее в излишнем шаржировании, хотя, если внимательно прочитать роман, то станет ясно, что характер взбалмошной, капризно-инфантильной, но в то же время нежнейшего сердца женщины передан актрисой удивительно точно. Этого виртуозного гротеска как раз и не хватает большинству других исполнителей, а ведь роман Достоевского населен странными людьми, и его психологическая верность ни в коем случае не предполагает фотографического натурализма.
Но драмы «Идиота» нет без двух женских характеров -- Настасьи Филипповны и Аглаи. На месте этих двух героинь -- милые, симпатичные, совершенно обыкновенные женщины, и приходится делать усилие, чтобы соотнести с ними оценки и эмоции других персонажей. Странным образом в новом поколении актеров есть вполне интересные мужчины, но с женщинами явно что-то произошло. Даже если спуститься с классических высот к современным будням, картина все равно сохраняется: взять хоть бесчисленных «Ментов», хоть одиозную «Бригаду». И чем больше рассуждают вокруг о феминизации мужчин, тем более странным остается зияние белого пятна на месте героинь нашего времени.
Ну и как с этим прикажете экранизировать русскую классику? Где взять Анну Каренину? Как обойтись без Наташи Ростовой? Вот и остаются «Братья Карамазовы» с их раздольем мужских образов.
Что-то случилось с вечной женственностью, какие-то произошли тектонические сдвиги в этой области, о чем свидетельствует и еще одно наблюдение. В фильме «Идиот» очень много хорошего, и смотреть его интересно. Однако уже после первых серий появилось подозрение, что авторы сериала в общем не слишком ясно себе представляют, из-за чего на самом деле произошла эта занимательная история. Все вроде нормально, логично и связано друг с другом, но вот глубинная причина происходящего как-то не почувствована. Возможно, потому, что сама материя любви нашим временем перестала ощущаться, она истончилась и исчезла, ничего не оставив себе взамен. А без любви какие уж тут женские образы -- главный ключ к ним, вдохновлявший классиков, оказался утерян. Впрочем, подождем завершения проекта, который если и не обещает чуда, возможно, хотя бы даст основания для разгадки.