|
|
N°91, 22 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тема исчерпана
Прокуратура поставила точку в деле о навашинских миллионах
Управление Генпрокуратуры по Приволжскому федеральному округу, как стало известно газете «Время новостей», закрыло на днях скандальное уголовное дело об аферах с 30 млн долл., выделенных Минфином навашинскому судостроительному заводу «Ока». Свидетелями по нему проходили бывший глава Нижегородской области, а ныне лидер партии СПС Борис Немцов и экс-вице-премьер Борис Федоров. По одному из эпизодов этого дела в свое время был осужден скандально известный предприниматель и несостоявшийся мэр Нижнего Новгорода Андрей Климентьев.
По данным следствия, еще в 1993 году Борис Федоров подписал резолюцию о выделении навашинскому судостроительному заводу «Ока» кредита в 30 млн долл. на строительство судов. В январе 1994 года Минфин перечислил предприятию соответствующую ссуду сроком на два года и под 15% годовых. По условиям договора гарантом по сделке выступила администрация Нижегородской области, которую в то время возглавлял Борис Немцов. Администрация в свою очередь договорилась с руководством «Оки», что завод может использовать только 18 млн долл. для приобретения импортного оборудования для постройки судов, а остальные деньги может пускать в оборот лишь после приватизации предприятия. Однако, как посчитали следователи, значительная часть госкредита была использована не по назначению.
В частности, завод, 30% акций которого в 1994 году купил Андрей Климентьев, перечислил часть средств фирмам, контролировавшимся этим предпринимателем, под предлогом оплаты за поставки судового оборудования, разработку строительства кораблей и т.д. По данным прокуратуры, 2 млн долл., отправленных по таким контрактам, были просто расхищены. Также представители администрации Нижегородской области фактически вынудили руководство «Оки» положить 2 млн долл. из кредитных средств на депозит в банк «Нижегородский банкирский дом» (НБД являлся уполномоченным банком обладминистрации), а еще 500 тыс. долл. -- внести в его уставный капитал. Когда представители завода решили снять эти деньги, НБД их выплатил, только с большой отсрочкой. В результате по поводу всех этих историй было начато расследование прокуратурой. Кто его инициировал, до сих пор так и не ясно -- г-н Климентьев говорит, что это он обратился в правоохранительные органы, г-н Немцов утверждает, будто расследование началось по его заявлению.
Из общего дела об аферах с кредитами было выделено отдельное -- о хищении г-ном Климентьевым 2 млн долл., и он получил за это в 1998 году шесть лет тюрьмы. На этом процессе Борис Немцов выступал в качестве свидетеля. Дело же о депозите, положенном «Окой» в НБД, то возобновлялось, то приостанавливалось. На днях управление Генпрокуратуры по Приволжскому федеральному округу решило его прекратить с формулировкой «за отсутствием состава преступления».
«Это дело очень старое. Деньги были украдены у Минфина, гарантом по кредиту действительно выступала обладминистрация, которую я тогда возглавлял, -- заявил нам вчера Борис Немцов. -- Обнаружив кражу, я лично обратился в прокуратуру с требованием все расследовать. Потом был суд, длился он очень долго, на нем я был свидетелем, Климентьев получил срок за воровство. Я был уверен, что это дело было закрыто еще в 1997 году, и считал, что тема эта уже давно исчерпана».
Александр ШВАРЕВ