Время новостей
     N°91, 22 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.05.2003
Как убедить боевиков сдаться
Прощение участников чеченской войны состоится еще до конца недели
На вчерашнем заседании Госдумы депутаты наконец «запустили» процедуру принятия президентского законопроекта о чеченской амнистии. Первоначально документ планировалось принять сразу после судьбоносного референдума в республике. Но страшные теракты в Знаменском и Илисхан-Юрте, унесшие жизни десятков людей, не дали депутатам «отработать» президентскую инициативу быстро. И только вчера, спустя неделю после внесения, законопроект практически без обсуждений был принят в первом чтении 354 голосами «за», при 18 «против» и 4 воздержавшихся.

Как сказано в проекте, действие амнистии коснется совершивших преступления на территории бывшей Чечено-Ингушской АССР в период с 1 августа 1993 года до того момента, когда депутаты примут законопроект в окончательном, третьем чтении и опубликуют его. Чтобы оказаться в рядах амнистированных, нужно выйти из бандформирований, не сопротивляться вооружено, сдать оружие и военную технику до 00 часов 1 августа 2003 года. Впрочем, как сообщил газете «Время новостей» глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, во время двух следующий чтений проекта крайний срок сдачи может быть продлен до 1 сентября 2003 года, потому что «когда документ поступил в Госдуму, были проволочки, которые съели время». Таким образом, у не особо опасных сепаратистов, а именно их коснется амнистия, впереди целое лето, чтобы подумать, сдаваться или нет.

Нынешняя амнистия -- третья по счету попытка всечеченского прощения боевиков. Причем все три были инициированы в период президентства Владимира Путина и, как и нынешняя, «направлены на создание дополнительных условий для налаживания мирной жизни в Чеченской Республике». Срок первой амнистии истек в мае 2000 года. В итоге «из леса» вышло около 150 боевиков. В сентябре 2001 года был опробован метод экспресс-амнистии, действовавшей трое суток, в течение которых властям не сдался никто. Третья амнистия сильно ничем не отличается от двух первых. Единственное, что в ее тексте имеется оговорка по поводу распространения амнистии не только на боевиков, но и на тех федеральных военнослужащих, которые, совершали преступления и в первую, и во вторую чеченскую кампанию. И все для того, чтобы простить и вернуть к мирной жизни как можно большее число людей. Проблема заключается в том, как убедить боевиков сдаться.

По мнению источника газеты «Время новостей» в чеченской диаспоре в Москве, две трети чеченцев, включая боевиков, амнистии не доверяют: «Люди боятся, что все будет как в песне Высоцкого: «Анонимки, Шура, отменили, чтобы знать наверняка точно адрес, и фамилию, и приметы дурака». Но недоверие к амнистии не означает, что чеченцы не доверяют России или Путину». Чеченцы, считает источник, не верят лично Ахмаду Кадырову, который так или иначе, но руководит сегодня республикой, «ведь многих сдавшихся в период первой амнистии сегодня уже нет в живых».

И тем не менее упорство российских властей, в третий раз пытающихся войти в одну и ту же воду, дает хоть и слабую, но все же надежду то, что когда-нибудь в Чечне перестанут убивать людей. И если это случится, то будет совсем неважно, началом которой по счету предвыборной кампании стала амнистия.

Марина САЙДУКОВА