Расследование уголовного дела в отношении Вадима Петрова, которого, судя по выдвинутым против него обвинениям, правоохранительные органы считают чуть ли не главным российским наркобароном, на днях было закончено и передано на утверждение в Генпрокуратуру. По версии Следственного комитета (СК) при МВД и ГУБНОН, он вместе с еще пятью партнерами в конце 90-х годов организовал поставки по всему миру как минимум 200 кг кокаина и 9 тонн психотропного препарата мандракс. Как выяснили спецслужбы, г-н Петров работал среди прочих в сотрудничестве с одним из крупнейших в Великобритании гангстерских кланов Фрэнсиса Моргана. По версии сыщиков, Вадим Петров сколотил таким образом за несколько лет почти фантастическое состояние -- на момент ареста он владел недвижимостью в Монако и Испании, замком во Франции и большей частью гостиниц, казино и ресторанов острова Сент-Мартен в Карибском море. Сейчас на часть этого имущества наложен арест. Над пятью партнерами Петрова в апреле этого года уже начался суд. Сам же он продолжал внимательно изучать материалы своего дела, порой перечитывая некоторые тома по пять-шесть раз, а потом и вовсе отказался подписывать какие-либо документы. В итоге, по нашим данным, в МВД решили, что г-н Петров умышленно затягивает срок передачи дела в суд, и на днях отправили его для утверждения в Генпрокуратуру без «автографа» обвиняемого.
Вадим Петров родился в Тбилиси, закончил в свое время местный политех, в начале 90-х годов занялся бизнесом уже в Москве. В частности, он владел сетью коммерческих палаток и обменных пунктов на ВДНХ. По мнению оперативников, заработать первоначальный капитал г-ну Петрову якобы помог родственник, один из руководителей крупного химкомбината в Грузии, сам же бизнесмен настаивал, что всего добился сам, занимаясь торговлей арабскими скакунами. Также, по данным МВД, г-н Петров якобы фигурировал в крупном скандале об аферах с кредитами, полученными в банке «Российский кредит», но тогда никаких обвинений ему не выдвигали.
Как именно и когда г-н Петров начал свой наркобизнес и наладил контакты с поставщиками и получателями наркотиков, по версии следствия, неизвестно. Спецслужбы лишь выяснили, что одним из его партнеров был Фрэнсис Морган -- лидер мощного преступного клана со штаб-квартирой в Ливерпуле, занимавшегося отмыванием денег, контрабандой наркотиков и т.д.
Г-н Петров был кроме того хорошо известен и в столичных деловых кругах -- представлялся он преуспевающим бизнесменом, работающим на рынке коммуникаций, и был частым гостем на модных светских раутах и вечеринках. Он много путешествовал по миру и якобы даже считался почетным жителем острова Сент-Мартен, где слыл одним из крупнейших инвесторов местного турбизнеса. Официально Петров занимал посты учредителя московской фирмы P&P Holding, ЗАО «Москол», акционера компании Monacall, члена совета директоров банка «Финансовая инициатива». Чем реально занимались эти структуры, выяснить сыщикам не удалось, но, по их данным, сейчас европейские спецслужбы подозревают г-на Петрова в отмывании 500 млн долларов.
Что касается наркотиков, то, по версии СК, еще в середине 90-х годов предприниматель создал свою «команду», в которую вошли его знакомые Михаил Сванидзе, Вадим Лавренов, Олег Титов, Натик Бабаев и Вячеслав Долгий. Роли в ней были строго распределены: руководил всем сам Петров, остальные выступали в качестве заместителей, руководителей направлений и просто разнорабочих. Финансовыми вопросами занимался якобы сам Петров, остальные находились на условно фиксированных ставках и премиальных, размер которых зависел от важности и ответственности работы. Так, по версии сыщиков, Долгий якобы вообще толком не знал, чем он на самом деле занимается, выполняя те или иные поручения. И за это получал в буквальном смысле копейки, даже по меркам не наркодельцов, а простых граждан.
Сколько всего наркотиков прошло через эту группу, следователи точно выяснить не смогли. По данным СК и ГУБНОН МВД, в 1996--1997 годах в Москву поступило 9 тонн сильнодействующего препарата метаквалон и 3 тонны димедрола. По версии СК, все это было доставлено контрабандой из Китая под видом талька и в партиях домашних тапочек. Дельцы доставили груз на заранее купленный склад в Мытищах, где установили оборудование для смешивания порошков и изготовления таблеток. С его помощью из китайских компонентов с добавлением
пищевого красителя изготавливался психотропный препарат мандракс, этот наркотик сходен по действию с героином и пользуется большим спросом в Румынии и странах Африки.
По версии следствия, готовый товар прятался в партиях автопокрышек, калиевой селитры и т.д. и отправлялся покупателям в Румынию, Мозамбик, Мали и другие страны. Позже, по данным СК, наркодельцы подключилась и к операциям с кокаином. Он поступал в Россию из Южной Америки в станках, партиях мороженой рыбы, керамической плитки и т.д. В Москве, как считают следователи, дельцы либо вынимали кокаин и перекладывали в партии других товаров (обычно гранулированного полиэтилена), либо на южноамериканский груз оформляли документы, будто он произведен в России. Потом кокаиновый груз отправлялся в Англию клану Моргана.
В мае 2000 года сотрудники таможенной службы США при плановой проверке транзитных грузов, следующих из Колумбии, решили проверить адресованный российской фирме станок на наличие тайника и просверлили в чугунной станине отверстие. Внутри был обнаружен кокаин. Американцы известили об этом МВД РФ, сотрудники которого отследили дальнейший путь станка в России. В результате сыщики и вышли на «команду Петрова». Вначале были задержаны Сванидзе, Лавренов, Бабаев и Долгий. Петров и Титов сумели скрыться. Через год Петров по запросу российской стороны через Интерпол был арестован в Монако и в конце 2001 выдан России. Титов же до сих пор находится в розыске. Одновременно с арестами в Москве спецслужбы в Англии начали масштабную операцию «Кобальт» против клана Моргана. Схватить удалось большинство его членов за исключением самого Фрэнсиса Моргана, который скрылся в Колумбии. Однако, по нашей информации, полгода назад он был устранен, и не исключено, что за этой операцией стоят международные спецслужбы.
Почти все участники скандального дела категорически отрицали вину либо просто молчали, и только Долгий дал признательные показания, после чего был отпущен под подписку о невыезде. В апреле над Сванидзе, Лавреновым, Бабаевым и Долгим начался процесс. Однако незадолго до этого Долгий прислал в суд и прокуратуру письмо, в котором отказался от всех ранее данных показаний, после чего просто исчез. Сейчас суд выдал санкцию на его арест и спецслужбы заняты его поиском.