|
|
N°172, 22 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не дубравушка шумит
На Московском фесте можно еще посмотреть интересные фильмы
Мофест уже пересек «точку невозвращения» -- до конца «международного неконкурсного фестиваля» осталось времени меньше, чем прошло с его начала. Тем не менее при желании в фестивальных залах еще можно отловить несколько картин, пропускать которые не стоит. Когда эти картины выйдут в широкий прокат, они удостоятся более серьезного разбора. Но наиболее нетерпеливым кинозрителям будет полезно кое-что узнать заранее.
Новый фильм Алана Паркера «Прах Анжелы» похож на его предыдущую картину, «Эвиту», не больше, чем Эмили Уотсон, сыгравшая главную роль -- на Мадонну. Вместо гламура и хореографических излишеств -- тяжелая, временами вполне невыносимая социальная драма об очень трудной жизни ирландской семьи в 30--40-х годах. «Что может быть хуже нищего детства? Только нищее ирландское детство. А хуже него -- только нищее ирландское католическое детство». Впрочем, все, даже самые отталкивающие картинки свинцовых мерзостей срисованы с натуры: сценарий написан по мотивам автобиографической книги Фрэнка Маккорта. За чередой детских смертей, чудовищной грязи и перманентных физиологических отправлений (героев Паркера то и дело тошнит -- едва ли не чаще, чем персонажей братьев Фаррелли), тянущейся перед зрительским взором два с лишним часа, легко не заметить всего остального. Но лучше приглядеться и увидеть, что Паркер по-прежнему в отличной форме. Хотя ему, кажется, абсолютно без разницы, что именно снимать. Хоть фарс про изобретателя корнфлекса, хоть мюзикл про музу диктатора, хоть физиологический очерк в духе Короленко. Все равно получится кино.
«Путь оружия» -- самое яркое (пока) «мофестовское» впечатление. Кристофера Маккуорри киноманы запомнили еще по церемонии вручения ему «Оскара» за сценарий «Обычных подозреваемых». Плотный дядька в очках с абсолютно мальчишескими интонациями передавал привет маме, выглядел невероятно довольным и вообще производил впечатление благоприятнейшее. По его первому самостоятельному фильму стало понятно, что Маккуорри не только горазд придумывать запутанные истории, но и обладает явным даром постановщика. «Путь оружия» -- безупречный современный «нуар», скрещенный с фильмом действия, история о двух авантюристах (Бенисио Дель Торо и Райан Филлип), похитивших «суррогатную мать» (Джульетт Льюис, в карьере которой это уже как минимум четвертая роль «в положении»), вынашивающую ребенка для могущественного богача. Сложнейший сюжет и, пожалуй, лучшая киноперестрелка за последние несколько лет (особенно приятно, что стрельба снята без изрядно надоевшего рапида). Блистательный дебют, который обещает Маккуорри не менее роскошное режиссерское будущее.
Наконец, ни в коем случае не стоит пропускать «Шестиструнного самурая». Фильм уже давно доступен на лицензионном видео, но вряд ли разумно отказывать в себе в удовольствии посмотреть эту картину на широком экране. Пусть не всю, пусть только одну сцену, в которой постапокалиптический самурай Бадди (Джеффри Фэлкон) сражается на просторах выжженной атомной войной Америки с остатками Красной Армии. Безупречная боевая сцена (в свое время Фэлкон работал на съемках настоящих гонконгских боевиков) озвучена «Лучиной» -- песней поразительной, пробирающей до глубины души, на которой до сих пор можно проверять людей на адекватность чувств (о значении этой песни в отечественном сознании некогда прекрасно написал Михаил Веллер в своем «Кавалерийском марше»). И происходит чудо: вдохновенная и лихая поножовщина обретает элегические черты. А в нехитрых куплетах застольного шлягера проступает вечная мудрость самурайского кодекса: «Расступись, земля сырая, дай мне, молодцу, покой. Приюти меня, родная, в темной келье гробовой». Вся самурайская одержимость смертью сконцентрировалась в одном четверостишии русской песни. И даже любимую книгу джармушевского Пса-Призрака «Хагакуре» после этого читать необязательно.
«Прах Анжелы» -- «Звездный», четверг, 23 ноября, 18.30; «Мир Кинотавра», пятница, 24 ноября, 16.00.
«Путь оружия» -- Американский дом кино, суббота, 25 ноября, 14.00. «Шестиструнный самурай» -- Американский дом кино, суббота, 25 ноября, 18.00; «Мир Кинотавра», воскресенье, 26 ноября, 21.00
|