|
|
N°171, 21 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Черный передел
Программу Минсельхоза специалисты сравнили с воровскими законами
Министерство сельского хозяйства и продовольствия во главе с Алексеем Гордеевым начинает новый передел собственности в отдельно взятом аграрном секторе. Идея проста: необходимо создать мощную подконтрольную Минсельхозпроду систему контроля над агропродовольственным комплексом, каркасом которой станут агропродовольственные союзы и Россельхозбанк. Механизм был подробно описан в подготовленных в Минсельхозпроде еще весной и отвергнутых правительством «Основных направлениях агропродовольственной политики правительства на 2001--2010 гг.». Тогда появление документа вызвало негативную реакцию и в аппарате правительства, и в Центре стратегических разработок, и у независимых экспертов.
«Ожидая увидеть в нем сугубо профессиональное изложение концепции развития АПК, я неожиданно обнаружил, что из недр Минсельхозпрода появился идеологический документ, реализация которого будет иметь однозначно негативные экономические и политические последствия», -- говорится в письме академика Александра Н. Яковлева, адресованном Владимиру Путину.
Предлагаемые Минсельхозпродом меры академик называет «переделом собственности в агропромышленном комплексе в пользу бюрократического аппарата». «На мой взгляд, -- продолжает г-н Яковлев, -- ближайшим аналогом подобной структуры является организация деятельности современных преступных группировок со всеми необходимыми для их деятельности атрибутами. Здесь и единоличное руководство Минсельхозпрода -- «паханы в законе», и жестко структурированные отраслевые холдинги -- «бригады смотрящих», и финансовая монополия Россельхозбанка -- «общак», и давление на регионы и сельхозпроизводителя -- «региональный рэкет», и многое другое». Приблизительно так же, но устно и в более мягких выражениях оценили «Направления» в правительстве и в Центре Грефа.
Получив негативные рецензии, Алексей Гордеев не стал выносить документ на правительство. В авральном режиме в Белом доме и ЦСР был создан совершенно новый документ -- «Основные направления агропродовольственной политики правительства на 2001--2010 годы», который и был утвержден в конце июля правительством. После чего стал именоваться официальной стратегией развития АПК.
Однако последующие шаги Минсельхозпрода показали, что руководством к действию по-прежнему остаются первоначальные «Направления», а утвержденный правительством документ всего лишь прикрытие.
Для разъяснения главных положений первых «Направлений» в Минсельхозпроде было подготовлено еще несколько «внутренних» документов: «Меры по государственному регулированию рынка зерна», «Концепция программы финансового оздоровления предприятий АПК» и «О регулировании продовольственного рынка и ценовой политике на продовольствие и продукцию сельского хозяйства».
Благотворное воздействие чиновников
Буквально в первых абзацах «О регулировании продовольственного рынка» авторы документа признают, что сегодняшний рост продовольственного рынка достигнут исключительно благодаря кризису 1998 года. «Эти изменения произошли стихийно, но аналогичные по благотворному воздействию на АПК институциональные преобразования можно вести целенаправленно», -- уверены чиновники Минсельхозпрода. Меры, которыми подчиненные г-на Гордеева собираются благотворно воздействовать, очень конкретны и крайне далеки от рыночных.
Например, предлагается «менять правила работы на рынках» и ввести «ценовое регулирование». В то же время основным способом регулирования рынка, по мнению составителей документа, является «лицензирование, регистрация сделок с основными продуктами питания, квотирование экспорта и импорта продуктов питания и сырья для их производства». «На определенных государством стратегических рынках (зерно, растительное масло, сахар, молоко, мясо, алкоголь, табак) участники рынка лицензируются, и ведется государственный реестр участников рынка», говорится в документе. Каким образом и на основании каких законов чиновники собираются проводить эти меры, неясно. Но, судя по всему, регистрировать сделки и выдавать лицензии будет Минсельхозпрод.
По мнению подчиненных Алексея Гордеева, на мясном рынке тоже необходимо «ввести лицензирование импорта с непременным депонированием значительных сумм, являющихся гарантией правильной уплаты таможенных платежей». Логика чиновников проста: депонировать значительные суммы смогут только очень крупные поставщики импортного мяса и мясопродуктов. А средние и мелкие компании, не имеющие возможности хотя бы на время лишиться части оборотных средств, будут вынуждены уйти с рынка. Получается специфическая конкурентная борьба с участием государственного ведомства. На случай, если такая система сработает не на сто процентов, и некоторые компании, видимо, нежелательные для Минсельхозпрода и коллег-аграриев министерских чиновников из числа крупных импортеров, все же сохранятся, в министерстве придуман запасной вариант. «Лицензии целесообразно дифференцировать и выдавать на ввоз продукции каждой отдельной укрупненной товарной группы», -- поясняют составители документа. Судя по всему, лицензированием опять-таки займется Минсельхозпрод.
После мясного рынка особое место в «Регулировании» уделено рынку сахара. В частности, предлагается «перейти от квотирования импорта к квотированию производства сахара из сахара-сырца. Это даст необходимый для отрасли ценовой эффект». Вообще-то квотирование производства противоречит Гражданскому кодексу. Естественно, в документе не указанно, на каком основании Минсельхозпрод (а арбитром, судя по всему, снова будет именно он) станет распределять квоты.
Перечисленные меры по регулированию продовольственного рынка заместитель г-на Гордеева Владимир Логинов не так давно назвал первоочередными задачами Минсельхозпрода и пообещал, что в ближайшее время все они будут воплощены в жизнь.
Антикризисный план
Вопросы регулирования зернового рынка подчиненные г-на Гордеева решили вынести в отдельный документ -- «Меры по государственному регулированию рынка зерна». Появление отдельного документа, возможно, вызвано тем, что, по мнению чиновников, зерновой рынок -- один из наиболее неорганизованных сегментов АПК, обвал которого может привести к тяжелейшим последствиям для всей экономики. Кризиса на зерновом рынке Минсельхозпрод ожидает со дня на день. Хотя Алексей Гордеев неоднократно с гордостью сообщал о высоком урожае нынешнего года, за счет которого Россия сможет избежать закупок за рубежом, по данным сотрудников Минсельхозпрода, нынешний урожай настолько невелик, что даже совсем небольшой дефицит сможет дестабилизировать обстановку.
«Поскольку к урожаю 2001 года мы выйдем практически без переходящих запасов, даже относительно небольшие дефициты могут вызвать резкие колебания рынка весной 2001 г.», пишут чиновники Минсельхозпрода. «Следует также учитывать, продолжают они, уже сложившиеся сильные инфляционные ожидания. Значительная денежная эмиссия Центрального банка, проведенная в начале 2000 года, может вызвать рост инфляции осенью 2000 года и особенно зимой 2001 года. На волне инфляционных ожиданий возможен резкий спекулятивный, значительно опережающий уровень инфляции рост цен на зерно, который может создать социальную напряженность и пагубно сказаться на животноводстве». Это означает, что Минсельхозпрод практически со стопроцентной уверенностью утверждает, что в начале 2001 года цены на зерно резко возрастут. Только вмешательство государства, по мнению чиновников, сможет исправить ситуацию.
Кроме лицензирования всех и каждого (продавцов зерна, продуктов мукомольного производства) и квотирования экспорта и импорта зерна и «связанных с ним продуктов переработки и животноводства» г-н Гордеев предлагает ввести поголовную регистрацию сделок на зерновом рынке. Однако по-настоящему почувствуют зерноторговцы твердую руку государства, если Минсельхозпроду удастся провести своеобразный неотложный список мер по спасению ситуации. В частности, г-н Гордеев предлагает:
«в период с октября 2000 по февраль 2001 года провести интервенционные закупки, используя заемные средства, на сумму 5 млрд рублей»;
«ввести запрет на экспорт зерна в 2000--2001 сельскохозяйственном году, то есть до 31 июня 2001 года»;
«ввести сезонные запретительные пошлины на импорт зерна, кроме кукурузы, ячменя, овса и зернобобовых, с октября 2000 года по март 2001 года и в период с августа 2001 по март 2002 года»;
«ввести сезонные импортные пошлины (30%) на муку и другие продукты переработки продовольственного зерна с ноября 2000 года по май 2001 года»;
«ввести сезонные импортные пошлины (30%) на молочные продукты с января по май».
По мнению экспертов, если все это удастся воплотить в жизнь, о существовании зернового рынка как рыночного механизма придется забыть.
Из рук в руки
Не так давно г-н Гордеев объявил о том, что правительство в принципе одобрило программу финансового оздоровления АПК. Согласно этому документу исправно платящим налоги предприятиям долги будут реструктуризированы, а пени и штрафы скорее всего списаны. Все остальные хозяйства, не попадающие под определение платежеспособных, сменят своих собственников. Как обычно, вице-премьер не стал расписывать механизм смены собственников.
Таинственность г-на Гордеева объясняется очень просто: никакого механизма не существует. Так, в «Концепции программы финансового оздоровления предприятий АПК» написано: «Можно сделать важный вывод о том, что центральным моментом в восстановлении платежеспособности является постановка в неплатежеспособном хозяйстве эффективного менеджмента. А это можно сделать только одним способом -- передать данное хозяйство в управление, а лучше всего в собственность носителям этого менеджмента. Ими, как правило, являются руководители успешных сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых организаций в сфере АПК». Если учесть, что сейчас в России около 80% всех сельхозпредприятий неплатежеспособны (данные Минсельхозпрода), то составители концепции предлагают масштабный передел собственности. Причем чиновники неоднократно подчеркивают в документе, что необходимо именно передать, а не продать собственность эффективным менеджерам.
Есть в России, по мнению сельхозчиновников, еще и фиктивно неплатежеспособные предприятия. «Они по всем формальным балансовым показателям являются неплатежеспособными, но на самом деле ведут вполне успешную, хотя и отчасти нелегальную хозяйственную деятельность», говорится в документе. В нормальных странах такими предприятиями занимаются правоохранительные органы. Но Россия страна особенная, и подходы к бизнесу у нас разительно отличаются от общепринятых. «В них (фиктивно неплатежеспособных предприятиях. -- Ред.) обычно имеется группа лиц, сосредоточившая в своих руках реальную власть и контролирующая теневые денежные обороты хозяйства, -- гласит документ. -- Если будет объявлено о банкротстве таких хозяйств и продаже их долгов с определенным дисконтом, то эта группа, желая сохранить власть и доходы, сама выкупит долги предприятия». Фактически Минсельхозпрод предлагает государству схему легализации «серого» капитала.
Понимая, что подобные предложения могут привести к печальному результату, сам г-н Гордеев постарался максимально отдалиться от финансового передела в АПК. В документе говорится, что руководить так называемым финансовым оздоровлением должна специальная комиссия под руководством вице-премьера Алексея Кудрина. Почему оздоровлением сельского хозяйства должен заниматься именно г-н Кудрин, а не ответственный за АПК вице-премьер и одновременно глава профильного министерства Алексей Гордеев, в «Концепции оздоровления» не объясняется. Впрочем, участия г-на Гордеева в комиссии действительно не требуется. Его заместитель Владимир Логинов возглавит специальную рабочую группу, которая и будет готовить все решения. Иными словами, Алексею Кудрину предлагается только ставить свою подпись, а всей работой по финансовому оздоровлению и смене хозяев займется Минсельхозпрод.
Василий ВЕРБИН