|
|
N°90, 21 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
История в ледяных гротах
Сегодня в Париже открывается выставка в честь юбилея Петербурга
Никто уже не верил, что Россия в отношении Западной Европы может быть не только рецепиентом, но и донором. И вот свершилось. Впервые огромная российско-французская выставка в Париже подготовлена на русские деньги. Спонсором выступила Холдинговая компания «Интеррос», покровитель многих значимых культурных проектов, добрый друг Государственного Эрмитажа. Естественно, что Эрмитаж и «Интеррос» стали инициаторами выставки «Париж--Санкт-Петербург. 1800--1830. Когда Россия говорила по-французски». Размещается она в грандиозном соборе Дома Инвалидов, выстроенном в 1671--1674 годах Либералем Брюаном и Жюлем Ардуэном Мансаром по заказу короля-солнца Людовика XIV. Таким широким архитектурным жестом король хотел отблагодарить доблестных солдат-ветеранов. Теперь глава «Интерроса» Владимир Потанин широким жестом хочет отблагодарить тех доблестных культуртрегеров, что просветили Россию на французский манер. Главными героями выставки стали императоры Наполеон (его прах покоится в соборе Дома Инвалидов) и Александр Благословенный. А главной темой, по словам куратора Натальи Золотовой, общая культурная история России и Франции, неразделимый поток искусства двух стран.
Французы -- непревзойденные постановщики и артисты политических мистерий, мираклей и шоу. Когда шел на выставку, все проспекты были перекрыты полицией. По улицам шествовала армия бастующих учителей и студентов с требованием улучшить условия получения пенсионных гарантий. Люди скандировали лозунги. Били в барабаны. Лица светились улыбками. Было пестро, весело и ярко. Настоящий праздник жизни. В принципе, стиль эпохи Наполеона -- это тоже грандиозный политический перформанс, филигранно отработанная публичная жестикуляция. Ключом к замыслу всей выставки может служить привезенная из Эрмитажа картина Ораса Верне «Инвалид, подающий прошение Наполеону на параде гвардии перед дворцом Тюильри в Париже». Площадь разлинована рядами гвардейцев в роскошных мундирах. Пышно скачет Наполеон со свитой. У края шеренги гвардейцев, на повороте, императорскую кавалькаду тормозит одноногий одноглазый ветеран. В прямой вытянутой руке зажато прошение. И так получилось, что этот жест гвардейца архитектурно безупречно выстраивает пространство, артикулируя его по принципу правильной ампирной риторики. Вся выставка -- ода этому безупречному публичному жесту. Его еще, вследствие грандиозной пространственной экспансии, принято называть «стилем ампир».
В фантастически правильных и чопорных капеллах классицистического собора Дома Инвалидов дизайнер Сергей Мироненко показал эту ампирную риторику, эту публичную жестикуляцию надменного двора Наполеона в сверкающих брикетиках со льдом. Витрины для экспонатов -- это круги, призмы, конусы. Ослепительно белые, изумрудные. Искрятся и светятся, как снег на солнце. Отлично соответствуют леденящей кровь гармонии искусства наполеоновской эпохи. В витрины вмерзли фарфоровые вазы знаменитого «гурьевского» сервиза; серебряные французские самовары на лапках крылатых грифонов; акварели и картины с видами звонких пространств площадей Парижа и Петербурга; ордена, шпалеры, шпаги и сабли. Отдельно выставили колоссальную фарфоровую вазу «Россия», высотой 222 см., которую мастера Императорского фарфорового завода Петербурга сделали к пятнадцатилетию победы над Наполеоном в память об императоре Александре Благословенном.
Помимо Эрмитажа другими исполнителями сложенной высоким штилем музейной оратории выступили парижский Музей армии, Музеи Кремля, Павловск, Госархив РФ. Само собой, что выставка проводится под высочайшим покровительством президента России Владимира Путина и президента Франции Жака Ширака.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Париж