|
|
N°90, 21 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не похищал и не умирал
Труп, найденный в Чечне, обвиняется в похищении Сергея Кукуры
Представители спецслужб вчера выступили с очередной победной реляцией: якобы им удалось фактически раскрыть дело о похищении первого вице-президента ЛУКОЙЛа Сергея Кукуры. По заявлению представителя Регионального оперативного штаба (РОШ) по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе Ильи Шабалкина, за нападением на нефтяника стоял некий житель Урус-Мартана Лема Калаев. Судя по заявлению РОШ, этот человек просто отъявленный злодей -- в Москве он якобы входил в группировку, занимающуюся рэкетом и похищениями, а в Чечне возглавлял бандформирование, которое вело бои с отрядами другого полевого командира. Последний, как сообщил г-н Шабалкин, в результате распорядился уничтожить Лему Калаева, и контрразведчики не арестовали его самого, а только обнаружили труп.
Правда, когда корреспонденты газеты «Время новостей» попытались узнать подробности, все оказалось несколько иначе. Родственники Лемы Калаева вчера заявили, что он жив и здоров и ни от кого не прячется. В следственной группе по раскрытию похищения Сергея Кукуры говорят, что все подозрения в нападении на бизнесмена с Калаева давно сняты.
Как говорилось в сообщении РОШ, «тело Калаева было обнаружено в свежем захоронении при проведении разведывательных мероприятий в Итум-Калинском районе вблизи перевала Двинджер». На трупе был надет разгрузочный жилет с магазином к автомату и гранатой РГД-5, в карманах -- паспорт на имя Лемы Умаровича Калаева, 1960 г.р., и бумаги с надписями на арабском языке. При этом г-н Шабалкин заявил, что «по оперативным данным, Калаев причастен к похищению вице-президента АО «ЛУКОЙЛ» Сергея Кукуры, в связи с чем разыскивался правоохранительным органам». Представитель РОШ рассказал и биографию Калаева -- тот поддерживал тесные отношения с лидером боевиков Ахмадовым, потом перебрался в Московскую область, где вступил в преступную группу, промышлявшую похищениями и разбоями, а после нападения на Кукуру вернулся в Чечню. Там он, по утверждению г-на Шабалкина, заявил о претензиях на лидерство в отрядах сепаратистов Шатойского района, пытаясь взять под свой контроль распределение доходов от операций с нефтью и торговли наркотиками. На этой почве у Калаева якобы возник конфликт с полевым командиром Доку Умаровым, который и поручил своему боевику Рамзану Салуеву расправиться с конкурентом. Впрочем, как выяснилось вчера же, еще весной 2000 года штаб объединенной группировки уже объявлял об уничтожении Умарова.
Что касается богатой биографии Лемы Калаева, озвученной г-ном Шабалкиным, то часть ее так или иначе нам подтвердили в МВД РФ. Мастер спорта по вольной борьбе и призер чемпионатов СССР, он часть времени проводил в Москве, часть -- в родном Урус-Мартане. По данным столичных спецслужб, Калаев якобы действительно значится как человек, поддерживавший отношения с чеченскими группировками в подмосковном Реутове. Впрочем, супруга Калаева Зура заявила вчера газете «Время новостей»: «Лема никогда не был связан ни с какими бандитами. Он всю жизнь занимался только спортом. Сейчас он в Москве тренирует детишек. Все жители города были вчера очень возмущены заявлениями, прозвучавшими по телевидению».
Что касается ситуации с нападением на Кукуру, то здесь все еще запутаннее. Как рассказали представители следственной группы, сразу после преступления 12 сентября 2002 года они отрабатывали много версий, в том числе и «чеченский» след. Вскоре поступили данные, будто сразу после нападения на Кукуру Калаев срочно покинул Москву. Ну а поскольку у сыщиков были данные о возможных сомнительных связях Лемы, они отправили в Чечню поручение допросить Калаева. 18 сентября он был задержан в Урус-Мартане. «В три часа ночи к нам ворвались вооруженные люди и без всяких объяснений увезли Лему. Его не было три дня. Выяснилось, что после похищения Кукуры спецслужбы стали нападать на всех чеченцев, в том числе и на моего мужа. Однако он сумел доказать непричастность к похищению, и 21 сентября его освободили», -- рассказала нам Зура. А уже 25 сентября преступники отпустили и самого Кукуру. Оперативники, занимающиеся делом Кукуры, тоже подтвердили, что сейчас к Калаеву у них претензий нет и никто его в розыск не объявлял. «Подозреваемых было много. Но после возвращения нефтяника стало ясно, что похитителями были не чеченцы, а славяне с южнорусским акцентом», -- говорят сыщики.
Чей же труп спецслужбы нашли в воскресенье, остается загадкой. «Лему я видел сегодня утром, уходя на работу. Поэтому обнаружить его труп в воскресенье никак не могли», -- сказал вчера брат Лемы Калаева Супьян. По словам Зуры, в понедельник, еще до заявлений г-на Шабалкина, ее муж уехал в Москву. «Он сейчас в пути и, наверное, не знает обо все этом», -- сокрушалась она.
Александр ШВАРЕВ