|
|
N°90, 21 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
МТС поплатилась за «Джинс»
Компания МТС продолжает активную экспансию на рынке сотовой связи России и СНГ, демонстрируя самый высокий среди мобильных компаний прирост абонентов. После захвата высокодоходного сегмента рынка (услуги для корпоративных и состоятельных клиентов) компания в ноябре прошлого года переключилась на массового пользователя, предложив новый пакет услуг «Джинс». Изменение стратегии привело к снижению рентабельности бизнеса в целом за 2002 год.
Согласно опубликованному вчера отчету МТС, выручка компании в четвертом квартале 2002 года увеличилась по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 58,3% -- до 409,3 млн долл. При этом по отношению к предыдущему кварталу рост составил лишь 5,4%. Чистая прибыль в четвертом квартале выросла по сравнению с прошлогодним показателем на 39,2% -- до 85,2 млн долл., а по отношению к предыдущему кварталу -- лишь на 4,8%. Прибыль до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений (EBITDA) в четвертом квартале 2002 года выросла по сравнению с прошлогодним показателем на 45,6% -- до 182,7 млн долл, а по отношению к третьему кварталу -- на 12,78%. Показатель рентабельности EBITDA (EBITDA margin) составил 44,5% против 48,5% в четвертом квартале 2001 года и 53% в третьем квартале 2002 года.
В целом за прошлый год выручка МТС выросла на 52,5% -- до 1,362 млрд долл., чистая прибыль -- на 34,6% -- до 277,1 млн долл., EBITDA -- на 47,4% -- до 674,1 млн долл., EBITDA margin снизилась с 51,2 до 49,5%. Объем инвестиций МТС в 2002 году вырос на 26%, достигнув 502,1 млн долл. Число абонентов компании по итогам 2002 года составило 6,64 млн, а сейчас уже достигло 10,42 млн. Из них 1,88 млн -- это абоненты с Украины и 125 тыс. -- из Белоруссии.
Итоги года оказались ниже прогнозируемых аналитиками. «Довольно быстро стало понятным, во что обошелся МТС приход на массовый рынок», -- говорит аналитик компании «Атон» Вадим Котиков. Ведь «Джинс» запустили в ноябре, и это отразилось на финансовых результатах компании уже в четвертом квартале. И еще в большей степени это скажется в первом квартале 2003 года, отмечает он.
В четвертом квартале показатель EBITDA снизился на 11% по сравнению с третьим кварталом и оказался ниже ожидаемого уровня на 13%. Падение среднемесячного дохода с абонента (ARPU) не компенсировалось ростом выручки от увеличения трафика. Согласно отчету, ARPU по итогам четвертого квартала составил 21,2 долл. против 25,2 долл. в третьем квартале, при этом среднее количество минут на абонента (MOU) сохранилось на уровне 175 минут. В целом за 2002 год показатель ARPU упал с 36 до 22,9 долл., MOU -- увеличился с 157 до 159 минут.
Аналитик группы «НИКОйл» Владимир Богданов считает, что изменение финансовых показателей МТС отражает ситуацию на рынке сотовой связи. При этом г-н Богданов обратил внимание на слишком сильный рост затрат компании, повлиявший на рентабельность EBITDA. Этот показатель, традиционно составлявший около 50%, в четвертом квартале достиг самого низкого уровня за всю историю МТС. Компания заявляет, что потратила на рекламу лишь 5 млн долл., тем не менее ее операционные затраты выросли очень значительно -- на 45% за квартал. Вероятно, основные деньги были потрачены именно на рекламу тарифа «Джинс». Также в четвертом квартале выросли и затраты на абонента -- с 32 до 34 долл. Впрочем, по итогам года они упали с 55 до 35 долл.
Тем не менее усилия компании нельзя назвать напрасными. Доля «Джинс» в подключении новых абонентов, по заявлению оператора, сейчас выросла до 25% против 11% в самом начале его продаж. Хорошие результаты МТС, вероятно, сможет продемонстрировать лишь во втором квартале, когда полностью консолидирует отчетность Украинской сотовой связи, приобретенной в марте.
Запоздавшую публикацию отчетности пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева объяснила сменой аудитора, которая совпала с ужесточением требований к аудиторской деятельности. Сейчас аудитом МТС занимается Deloitte&Touche.
Надежда КОСТЮК