|
|
N°89, 20 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Масса отдельных недостатков
В целом МВФ одобряет экономическую политику российских властей
Российская банковская система в ее сегодняшнем состоянии выдержит кризис, подобный кризису 1998 года. Таков результат стресс-теста, проведенного экспертами Международного валютного фонда и Всемирного банка в рамках программы оценки финансового сектора России (Financial Sector Assessment Program, FSAP). Российскую экономику впервые оценили по этой программе, и о некоторых результатах этой оценки вчера рассказал журналистам глава московского представительства МВФ Пол Томсен. По его словам, стресс-тест должен был показать степень устойчивости банковской системы образца 2002 года в условиях, аналогичных августовскому кризису. За основу были взяты балансы российских банков по состоянию на середину 2002 года. «Выводы экспертов обнадеживающие, -- сказал г-н Томсен. -- Несмотря на возможность больших убытков, в целом система устоит перед кризисом, и связанная с преодолением его последствий нагрузка на бюджет будет управляемой».
Правда, на одну хорошую новость приходится сразу несколько плохих, и Пол Томсен подчеркивает, что результат теста «не повод для благодушия». Прежде всего, отмечает он, сегодняшнее положение -- результат не политики властей, а мер, которые предпринимают сами банки: «Три спокойных года банки использовали для собственной реструктуризации и капитализации». При этом МВФ считает серьезным системным риском резко возросшие объемы кредитования. Согласно официальной статистике Банка России, с начала 2001 года по апрель нынешнего года объем выданных кредитов вырос более чем в два раза. Опасения Фонда заключаются в том, что существенное снижение цен на нефть ухудшит финансовую ситуацию предприятий-заемщиков и тем самым создаст угрозу невозврата кредитов.
Этим риски развития банковской системы не исчерпываются. Среди прочих Пол Томсен называет пока несостоявшийся переход российских банков на международные стандарты отчетности и по-прежнему «чисто формальный» надзор. Эти «болезни» связаны с недореформированностью банковской системы, но есть у МВФ серьезные сомнения и в тех мероприятиях, которые сейчас составляют важное направление реформы, -- прежде всего это касается создания системы страхования депозитов.
«Осторожная» позиция МВФ в этом вопросе известна, но вчера г-н Томсен, пожалуй, впервые озвучил ее официально. «Мы поддерживаем эту идею (создание системы страхования. -- Ред.) только при серьезном укреплении надзора. Должны быть установлены очень жесткие критерии доступа банков в эту систему. Мы категорически против того, чтобы сначала все банки получили возможность войти в систему, а потом их проверяли на соответствие критериям». МВФ, похоже, слишком сильно «дует на горячее» (ни у ЦБ, ни в Думе нет намерений так широко открыть двери системы страхования депозитов, как об этом говорит г-н Томсен), но не согласиться с такой постановкой вопроса, зная традиции взаимоотношений российского бизнеса и бюрократии, нельзя.
Оценивая политику российских властей (г-н Томсен вчера презентовал очередной обзор экономической ситуации), глава представительства МВФ похвалил ее в целом и нашел целый ряд поводов для критики. Так, одобрив ставшую более гибкой политику ЦБ на валютном рынке, он обратил внимание на неэффективность действий по сдерживанию инфляции. Г-н Томсен подчеркнул, что с осени инфляция в годовом исчислении стабильно остается на уровне 14--15%, хотя возможность свести ее до 10% по итогам нынешнего года сохраняется. Для этого он рекомендовал российским властям разделить зоны ответственности, избавив ЦБ от конфликта задач по сдерживанию инфляции и роста реального курса рубля. Последнее, по мнению МВФ, должно стать обязанностью только правительства и регулироваться мерами бюджетной политики.
Бюджет 2003 года, констатировал Пол Томсен, успешно исполняется благодаря сохраняющимся высоким ценам на нефть, но налицо определенное ослабление бюджетной политики. Он напомнил, что средняя цена на нефть в этом году сохраняется на уровне порядка 6--7 долларов выше той, по которой рассчитывался бюджет. В следующем году правительство должно ужесточить бюджетную политику по сравнению с 2003 годом, уверен г-н Томсен: планируемые с 2004 года меры по снижению налогов не должны ставить под угрозу сбалансированность бюджета и должны увязываться с мерами по сокращению госрасходов, повышению общих доходов бюджета и ликвидацией налоговых льгот.
Андрей ДЕНИСОВ