|
|
N°89, 20 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Круги подозреваемых
Генпрокуратура вышла на след исполнителей терактов в Знаменском и Илисхан-Юрте
Заместитель генпрокурора в Южном федеральном округе Сергей Фридинский вчера выступил с отчетом о ходе расследования последних громких терактов в чеченских селах Знаменское и Илисхан-Юрт. В общей сложности, как уже сообщалось, в результате двух взрывов погибли 75 и были ранены более 400 человек.
Как сообщил замгенпрокурора, на месте трагедии в Илисхан-Юрте следователи обнаружили четыре женских трупа. Личности трех уже установлены, причем у следствия нет сомнений в том, кто именно из этих женщин привел в действие бомбу. Причастны ли остальные погибшие к теракту, пока неясно -- на месте трагедии обнаружено два пояса шахида со взрывчаткой, а значит, террористок-смертниц было несколько.
Также следствие располагает свидетельскими показаниями людей, хорошо рассмотревших смертника, который подорвал в Знаменском начиненный взрывчаткой грузовик. "Мы проследили путь этой машины, и сейчас продолжается работа по установлению личности водителя", -- сказал г-н Фридинский. Он также подтвердил появлявшуюся ранее информацию, что накануне терактов в Знаменском и Илисхан-Юрте боевикам в Чечне поступила значительная сумма денег.
"Не исключено, что оба взрыва организовывались и финансировались из одного и того же центра, -- сказал г-н Фридинский. -- Круг подозреваемых уже очерчен, но конкретные личности до их задержания и получения необходимых доказательств называться не будут. Что касается Басаева, взявшего на себя ответственность за совершенные преступления, то его заявления проверят наряду с другими версиями".
По словам г-на Фридинского, серьезную угрозу для Чечни по-прежнему представляют боевики, наведывающиеся в республику с территории Грузии. Из допросов задержанных следует, что на грузинской стороне в Панкисском ущелье все еще остаются примерно 700 боевиков, которые периодически совершают рейды.
Сохраняются сложности и с выдачей Грузией России тех лиц, которые причастны к терактам на территории Чечни. Впрочем, проблема выдачи возникает и с теми странами, с которыми у России уже налажено антитеррористическое взаимодействие. В частности, американцы, как заявил Сергей Фридинский, соглашаются выдать России ее граждан, воевавших на стороне талибов и содержащихся сейчас под арестом на американской военной базе Гуантанамо, только при соблюдении условий, противоречащих российскому законодательству, и оттого заведомо неприемлемых. Так, например, США требуют, чтобы американским спецслужбам обеспечили неограниченный доступ к этим лицам в российских тюрьмах. Кроме того, Генпрокуратура РФ должна дать гарантию, что пособники талибов будут находиться под стражей до тех пор, пока американцы не завершат свою операцию в Афганистане.
Тяжело двигаются и дела, по которым потерпевшими или свидетелями проходят иностранные граждане. Большинство иностранцев, побывавших на территории Чечни, являются представителями различных международных организаций и обладают определенным дипломатическим иммунитетом. Чтобы допросить их, приходится порой получать специальные разрешения в ООН и летать для беседы со свидетелем или пострадавшим куда-нибудь в Женеву. Сейчас в Ростове судят похитителей главы чеченского представительства международной организации "Врачи без границ" Кеннета Глака, и г-н Фридинский до сих пор не уверен, что прокуратура в конце концов сможет обеспечить явку потерпевшего на процесс.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону