|
|
N°89, 20 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без претензий
Сбой аппаратуры признан причиной необычной посадки космонавтов
По данным российских экспертов, причиной посадки-падения космического корабля «Союз ТМА-1», возвращавшего 4 мая с МКС российско-американскую экспедицию, стал отказ в одном из приборов системы управления спуском. В результате трое космонавтов испытали почти девятикратные перегрузки и приземлились в пятистах километрах от запланированного места посадки. В конце прошлой недели результаты работы комиссии, расследовавшей спуск корабля, были переданы представителям НАСА, а вчера были доведены до широкой общественности заместителем генерального конструктора ракетно-космической корпорации «Энергия» Николаем Зеленщиковым.
Главным итогом работы экспертов стала реабилитация экипажа корабля. Согласно первой версии, озвученной президентом корпорации «Энергия» Юрием Семеновым, причиной столь экстремальной посадки могли быть неадекватные действия американского астронавта, «нажавшего не ту кнопку». Г-н Зеленщиков снял эти обвинения, подчеркнув, что у комиссии нет претензий к экипажу, однако тут же принялся их высказывать. По его словам, во время спуска космонавты поддерживали связь с поисковым самолетом, но до момента обрыва связи экипажи говорили о чем угодно, только не о том, что корабль перешел в режим баллистического спуска. Затем эксперт отметил, что претензий нет и к поисковым службам, которые не могли найти корабль в течение двух часов. Отсутствующие претензии сводились к ряду технических накладок и неверным действиям поисковиков, отправивших самолет в противоположном от корабля направлении.
Несмотря на выявленные недостатки, в целом выводы комиссии внушают оптимизм. Экипаж корабля в составе Кеннета Бауэрсокса, Дональда Петтита и Николая Бударина перенес посадку и связанные с ней перегрузки без последствий для здоровья, а корабли «Союз» в очередной раз продемонстрировали свою надежность и безопасность даже в критических ситуациях. Кроме того, комиссия исключила версию аварии по причине сбоя в модернизированном бортовом компьютере корабля и новом программном обеспечении. Если бы эта версия подтвердилась, то устранение выявленных недостатков на корабле «Союз ТМА-2», находящемся на орбите, могло бы обернуться большими проблемами. По словам эксперта, система управления спуском «Союзов» используется уже не один десяток лет и доказала свою надежность, а сбой в работе одного из ее устройств носит разовый характер. Г-н Зеленщиков пообещал, что причины неполадок будут изучены на компьютерной модели и устранены.
|