|
|
N°89, 20 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Постучим по дереву
Рубль станет свободным еще при Путине
Владимир Путин вчера дал понять, что хотя его послание и адресовано Федеральному Собранию, честь его выполнять уготована правительству. Вчера на традиционном совещании с руководством кабинета он поручил правительству продумать и сформулировать предложения для совместной реализации послания. Правительство отреагировало мгновенно. Пока совещание в Кремле еще продолжалось, первый замминистра финансов Алексей Улюкаев уже рассказывал журналистам, что Белый дом и ЦБ решат поставленную президентом задачу полной конвертируемости рубля к 2007 году.
На фоне главной экономической цели, поставленной президентом («как минимум удвоить валовой внутренний продукт» к 2010 году), задача перейти к полной конвертируемости рубля выглядит более реалистичной. Алексей Улюкаев вчера заявил, что правительство и ЦБ решат эту задачу к 2007 году; к этому времени на мировых рынках должен появиться спрос на российскую валюту. Впрочем, по мнению экспертов, прогнозы Алексея Улюкаева слишком оптимистичны.
Конвертируемость валюты (в данном случае рубля) -- это ее способность свободно обмениваться на другие валюты внутри страны и на мировых рынках при отсутствии административных ограничений. Как сказал вчера Алексей Улюкаев, «сейчас мы имеем частично конвертируемый» рубль -- граждане и фирмы могут обменивать его на иностранную валюту внутри страны, а также продавать или покупать за валюту товары и услуги за рубежом (конвертируемость по счету текущих операций). В то же время, продолжил г-н Улюкаев, «у нас еще нет конвертируемости по счету капитальных операций», к которым, например, относятся получение или выдача кредита, открытие банковского счета, портфельные инвестиции и т.п. Согласно закону «О валютном регулировании и контроле» большинство таких операций жестко ограничено Центробанком: «ни граждане, ни юридические лица не могут свободно вывозить и ввозить капитал; есть система индивидуальных ограничений, запретов».
Новая редакция закона о валютном регулировании (она сейчас рассматривается Госдумой), как известно, снимает большинство ограничений, оставляя правительству возможность до 2007 года в случае ухудшения ситуации на валютных рынках, резкого колебания курса рубля вводить некоторые из них (в частности, 100-процентное резервирование денежной суммы проводимой операции на срок до двух месяцев). Но законопроект этот, напомним, остается чрезвычайно спорным и по итогам второго чтения в Госдуме может еще измениться.
Второе чтение, как говорит Улюкаев, «будет, видимо, в июне». Как бы то ни было, «к 2007 году должны быть отменены все ограничения по счету капитальных операций, а это значит, что к этому времени рубль станет полностью конвертируемым». По мнению вице-президента компании «Ренессанс-Капитал» Алексея Моисеева, движение к конвертируемости будет постепенным: «по мере расширения круга операций, которые не требуют согласования с Центробанком», цель, поставленная президентом, будет выполнена. «Если снятие запретов будет происходить поэтапно, переход к конвертируемости не угрожает стабильности экономики», -- говорит он.
Между тем правительству, признает Алексей Улюкаев, «остается решить вопрос о внешней конвертируемости рубля, то есть о возможности продавать и покупать (рубль. -- Ред.) за пределами Российской Федерации». Очевидно, что для осуществления этой мечты (о которой и говорил Владимир Путин) за границей на российскую валюту должен появиться хоть сколько-нибудь устойчивый спрос. И, по оценкам первого замминистра финансов, такое достижение -- дело недалекого будущего: «Срок (выхода на внешнюю конвертируемость рубля. -- Ред.) может быть сопоставим со сроком конвертируемости по счету капитальных операций - четыре-пять лет».
Вне Минфина далеко не все экономисты разделяют оптимизм г-на Улюкаева. «Никакие законодательные мероприятия не убедят иностранцев в привлекательности рубля, -- уверен аналитик «Тройки Диалог» Антон Струченевский. -- Доверие -- результат долгого развития: диверсификации экономики, проведения сбалансированной бюджетной политики, снижения инфляции. У нас в связи с реформированием естественных монополий инфляционный фон останется довольно высоким еще долгое время».
Замгендиректора холдинга «Интеррос» Сергей Алексашенко также считает, что внешняя конвертируемость зависит от состояния экономики: «Если она будет конкурентоспособной, это может произойти и раньше 2007 года, а если будем производить то, что производим сейчас, то и в 2007 году ничего не изменится». При этом, по мнению г-на Алексашенко, де-факто ограничения давно и безболезненно нарушаются. «Для тех, кто считает, что строгость российских законов искупается необязательностью их исполнения, рубль -- реально конвертируемая валюта, в том числе по капитальным операциям, -- уверяет он. -- Наше правительство не хочет этого признавать и говорит о том, что с 2007 года это будет по закону. Это уже произошло, и от того, примем мы закон или нет, ничего не изменится».
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ