|
|
N°88, 19 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ослиный мир
«Чудаки» на московских экранах
В дыму и неоне, под аккомпанемент неизменного O Fortuna Карла Орфа на экран медленно и торжественно въезжает, погромыхивая, тележка из супермаркета. Но в ее решетчатой утробе разместились вовсе не манго, не фейхоа и не виноград «дамские пальчики», а сами участники грядущих после титров безобразий -- тоже те еще фрукты. Так начинается фильм «Чудаки» Джеффа Тремейна -- вряд ли волшебное и совсем не таинственное путешествие в мир человеческого идиотизма. По нынешним временам фильм недлинный, идет всего 87 минут. Впрочем, даже этого времени достаточно для того, чтобы увидеть, как компания людей, разменявших четвертый десяток, но так и не сдружившихся окончательно с собственным мозжечком, проделывает с собой манипуляции, при виде которых непременно зачешутся руки у санитаров кризисного отделения. Под музыку Slayer, Ramones и Public Enemy «чудаки» успеют побегать по улицам в чем мать родила (или в костюме панды, что в данном случае практически одно и то же), покататься на скейтборде, заменив собою шары в зале для боулинга, подвести к собственным соскам электричество, рухнуть в бассейн к аллигаторам в плавках, набитых куриными полуфабрикатами, и, наконец, запихнуть себе в задний проход игрушечный автомобильчик и отправиться на рентген к ничего не подозревающему доктору. Хотя правильнее было бы, наверное, к ветеринару.
Все это еще два года назад можно было увидеть по телевизору на канале MTV, где штурмовая группа, состоящая из того же Трамейна, актера Джонни Ноксвилла («Бар «Гадкий Койот», «Люди в черном 2») и сценариста Спайка Джонса («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация»), придумала потчевать тинейджеров странным варевом из самоистязания, дурного тона и абсурдистского юмора в духе «Летающего цирка Монти Пайтона», прошедшего всей труппой принудительную лоботомию. Девизом передачи стала фраза «Не пытайтесь повторить это дома» (не помогло, некоторые особенно сообразительные зрители все-таки свернули себе шеи и отбили причинные места, соревнуясь с новоявленными кумирами), и она вошла в историю как одна из самых безбашенных телепрограмм за всю историю голубого экрана. Теперь же то же самое можно увидеть в кинотеатре. Как ни странно, желающих лицезреть чреватые травмами прыжки и ужимки оказалось немало -- в американском прокате «Чудаки» собрали куда больше денег, чем «Адаптация» по сценарию Джонса, и стал самым прибыльным кинопроектом MTV со времен полнометражной версии «Бивиса и Батхеда».
Беспрецедентный успех данного опуса не случаен. Вряд ли сознательно, но Трамейн со товарищи заполнили собой нишу, пустующую в кинематографе примерно с середины восьмидесятых годов. Именно тогда сошла на нет появившаяся еще в шестидесятые годы традиция документальных фильмов-mondo, обращавших внимание на самые запредельные проявления человеческой натуры, начиная с классического «Собачьего мира» Гуальтьеро Якопетти и заканчивая многочисленными «Ликами смерти» и «Шокирующими Азиями». Точно так же, как Якопетти и его менее талантливые, но любопытные последователи снимали дошедшие до наших дней первобытные культы, дорожные происшествия и гурманов, поедавших живых червей, «чудаки» фиксируют новую мифологию современного города, замешанную на скейтбордическом беспределе, шутках за гранью фола, нарочитом эксгибиционизме и тяжелой музыке. Вот только им мало просто наблюдать -- поэтому героями своих этнографических зарисовок они делают самих себя. И правда, вряд ли кому-то еще подобное придет в голову.
Что до наших зрителей, то они наверняка найдут в действиях ниспровергателей всех и всяческих канонов аналогии с куда более близкими культурными кодами. Jackass в переводе с английского значит «ослы» (а если напечатать jackass в русской модуляции, то выйдет -- совсем уж мистическим образом - «офслфыы»). И все становится на свои места. Трамейн, Ноксвилл и Джонс и есть самые настоящие ослы, по мановению волшебной палочки какого-то заокеанского Незнайки превратившиеся в людей. Брыкун, Калигула и Пегасик американской массовой культуры, ветрогоны, норовящие облить водой благовоспитанных пенсильванских и калифорнийских коротышек. Слово классику: «Им всем троим по-прежнему казалось странным, что они ходят не на четырех ногах, а на двух. Их все время одолевало желание опуститься на четвереньки и закричать по-ослиному, но какая-то внутренняя сила удерживала их от этого. В результате неудовлетворенного желания их начинала грызть тоска, белый свет становился не мил, и все время словно сосало под ложечкой, а от этого хотелось выкинуть какую-нибудь скверную шутку, чтобы и у других на душе сделалось так же нехорошо, как у них. Если бы Незнайка узнал об их мучениях, то поскорее превратил бы их обратно в ослов. Но он ничего об этом не знал». Теперь, когда «Чудаки» вышли в широкий прокат, есть шанс, что обладатель волшебной палочки все-таки возьмется за дело.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ