|
|
N°88, 19 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ирак должен признать долги
Вернет ли он их -- это другой вопрос
Россия готова побороться за возврат иракского долга, который оценивается в 8 млрд долларов. Об этом в ходе завершившейся в субботу встречи министров финансов восьми наиболее индустриально развитых стран («большой восьмерки») в городе Довиль на севере Франции заявил глава Минфина Алексей Кудрин. По его словам, Россия будет «применять все инструменты Парижского клуба, которые имеются в его распоряжении», чтобы добиться признания долгов Ирака новым руководством страны. Впрочем, признание долгов отнюдь не означает, что Россия получит реальные деньги. Все зависит от того, как крупнейшие страны-кредиторы, объединенные в Парижский клуб, отнесутся к предложениям списать иракские долги.
Впервые предложение о списании задолженности Ирака прозвучало в середине апреля из уст первого замминистра обороны США Пола Вулфовица. При этом он обратился с такой инициативой только к России, Франции и Германии, то есть странам, которые не поддержали силовые действия американцев в Ираке. Об иракских долгах США, а они оцениваются в 4 млрд долларов, г-н Вулфовиц не сказал ни слова. Понятно, что в Москве слова американского высокопоставленного военного восторга не вызвали. «Кто-то пострелял, кто-то пограбил, а кто-то должен платить за это удовольствие», -- заявил тогда президент Владимир Путин. Впрочем, продолжать пикировки с США, теперь уже победителями в иракском конфликте, России было не с руки. Поэтому отказа от обсуждения проблемы не последовало. Ее перевели в плоскость дискуссий в рамках Парижского клуба. Именно там России и предстоит побороться за свои кровные, когда-то отданные, как выяснилось, в ненадежные руки. Ведь по признанию Владимира Путина, которое он сделал в начале мая, будучи в Ялте, долги Ирака России «хотя и были признаны, но режим Хусейна ничего нам не платил».
По оценкам Минфина, Ирак должен России свыше 8 млрд долларов. И вряд ли было бы правильно отказываться от этих денег. Ведь Ирак не та страна, которая никогда не сможет платить по долгам. А потому, считают в Минфине, отношение к ней должно быть иным, нежели к самым бедным государствам, которым постоянно списываются долги. И Россия, кстати, тут, что называется, «впереди планеты всей». Только за прошлый год мы списали беднейшим странам 3,5 млрд долларов долгов. По этому показателю Россия значительно превосходит все остальные страны Парижского клуба.
Поэтому скорее всего, и об этом не раз говорил тот же Алексей Кудрин, Москва будет выступать не за списание, а за реструктуризацию иракских долгов, то есть отсрочку выплат. Ираку, например, может быть установлен льготный период, необходимый для восстановления экономики. Кстати, такая позиция поддерживается россиянами. Недавний опрос общественного мнения, проведенный компанией ROMIR Monitoring, показал, что большинство россиян настаивают на возврате Ираком долга. Всего 4% опрошенных считают, что иракскую задолженность следовало бы простить.
Вместе с тем не исключено, что часть иракских денег мы все же потеряем. Это произойдет в том случае, если Парижский клуб решит задействовать процедуру частичного списания долга. Тогда Россия как член клуба просто будет обязана последовать его инициативе. По мнению ряда экспертов, обязательства России, взятые еще при вступлении в Парижский клуб, могут привести к тому, что вместо 8 млрд долларов наша страны сможет надеяться на возврат лишь суммы вдвое меньшей.
Михаил ВОРОБЬЕВ