|
|
N°171, 21 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Когда за дело берутся технократы
Партию СПС построят быстро
СПС партией быть. Такое решение единогласно было принято правыми на расширенном заседании фракции в минувшие выходные. Превращение необязательного союза в настоящую партию будет быстрым. Насколько -- решится 20 января на совместном заседании фракции и координационного совета, где будет определена дата проведения организационного съезда и иные технические детали предстоящего преобразования.
Но ключевые вопросы уже решены. В частности, двумя третями голосов участники заседания согласились, что партия должна создаваться путем роспуска всех входящих в нее девяти организаций и персонального вступления их членов в СПС. Вопреки скептическим предсказаниям, что именно вокруг путей создания из девяти частей одного целого развернется основная борьба, особых баталий не было. Представители ДВР, которые, по прогнозам, и должны были сопротивляться более других, с этим вариантом согласились. По словам члена ДВР депутата Сергея Юшенкова, никаким иным образом создать единую партию нельзя, «иначе все так и будут разбредаться по своим квартирам».
Правда, в начале обсуждения выбороссы настаивали, что дискуссию о партстроительстве надо начинать с принципиальных вопросов: «кто мы, с кем, и на какой основе объединяемся». Этот романтический подход тут же был отвергнут одним из лидеров ДВР Анатолием Чубайсом. Его тезисы, как всегда, были просты и технологичны. Партию создавать нужно, и чем быстрее, тем лучше. Споры на идейные темы неуместны, поскольку избирателям внутренние разногласия не понятны. Организации, входящие в СПС, безусловно, должны быть распущены, и на их месте создана одна. Вопрос о лидерстве преждевременен, поскольку сначала нужно создать партию. Прибывший на заседание только в воскресенье Егор Гайдар фактически повторил доводы г-на Чубайса. Остальные выбороссы возражать против своих лидеров не стали, но выступили против поспешного (максимум за полгода) создания партии.
Учитывая, что Анатолий Чубайс является финансовым интендантом не только ДВР, но и в большой степени всего СПС в нынешнем его виде, то и представителям прочих организаций спорить о том, как строить партию, тоже было бы странно. Но возражающие все же были: 7 из 26 участников заседания проголосовали против предложенного Чубайсом варианта. Возражали, в частности, отдельные члены «Новой силы» Сергея Кириенко. Самого полпреда, временно отошедшего от политической работы, не было. Но не исключено, что отрицательное отношение «новосильцев» к объединению ценой самороспуска обусловлено позицией самого г-на Кириенко.
Если даже «многоголовость» СПС сохранится на долгий срок после перерождения в партию (Борис Надеждин, бывший «новосилец», а ныне один из горячих сторонников немедленного образования единой партии, уверен, что определять первого среди правых надо будет не ранее следующих президентских выборов), то для г-на Кириенко, если он решит вернуться от чиновной к политработе, лидерское место в СПС вряд ли найдется. Кроме того, г-ну Кириенко и сегодня нравится далеко не все из того, что говорят и делают его бывшие коллеги (речь идет не только о выпадах в адрес Владимира Путина, но и отличной от кремлевской позиции СПС по ряду законов, например, о третьем губернаторском сроке). И, наконец, г-н Кириенко не исключает возможности создания собственной правой партии: либо перелицованной из «Единства», либо совсем новой, но по кремлевскому заказу в рамках концепции трехпартийной системы.
Но каковы бы ни были амбициозные планы или идейные представления входящих в СПС политиков, очевидно, что проект «партия СПС» будет лепиться по тому плану, который согласован ее лидерами. Прозванные технократами Чубайс, Немцов, Хакамада вряд ли проявят в вопросах партстроительства несвойственную им сентиментальность. Тем же, кому кажется, что в партии сбиваются исходя из общности взглядов, придется искать другую компанию. Но, судя по тому, как быстро удалось уговорить колеблющихся во фракции СПС, время романтиков в политике прошло.
Светлана ЛОЛАЕВА