|
|
N°87, 16 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Клуб властителей мира
В Версале моделируют будущее планеты
В Версале, где когда-то -- в 1919 году -- был подписан мир, поставивший последнюю точку в первой мировой войне, сегодня собрались личности не менее могущественные, чем дипломаты и политики той далекой поры. В версальском отеле «Трианон-Палас» в строжайшей секретности вчера началось заседание Бидельбергской группы, или, как ее называют, Бидельбергского клуба. Роскошная гостиница в стиле ампир стоит особняком: все подходы к ней -- как на ладони. Вокруг охрана. Вашего корреспондента пустили внутрь, но в зал заседаний или хотя бы к его подступам ход для прессы был настрого закрыт.
Эта элитная организация существует с 1954 года. Тогда по инициативе самых влиятельных людей Америки (прежде всего Дэвида Рокфеллера, президента Chase Manhattan Bank) в Голландии в отеле «Бидельберг» прошла организованная тайно от прессы конференция по вопросам вывода американского военно-промышленного комплекса на самоокупаемость. С тех пор встречи проводятся регулярно.
Группа оказывает огромное влияние на политику и экономику западных стран. В ней участвуют руководители компаний и концернов Америки и Европы. Наравне с ЦРУ софинансистами группы стали англо-американский концерн Unilever, швейцарская банковская группа USB и, конечно, американские военно-промышленные группы.
Формально в Бидельберге разрабатывались программы будущего развития человечества. Скажем, при обсуждении в рамках клуба проблем «холодной войны» на научной основе привлекались такие структуры, как Rand Corporation, Heritage Foundation, Brookings Institution, Counsil of Foreign Relations.
Не чурались в клубе и поисками каналов нелегальной торговли оружием. Известен скандал, когда в 80-х годах выяснилось, что под прикрытием Всемирного фонда дикой природы, который возглавлял тогда член клуба Бернхард де Липпе, диктаторским режимам в Африке под видом вертолетов для охраны заповедников от браконьеров шла боевая техника производства США.
В эти дни в покрытом коврами холле «Трианон-Паласа» царит напряженная суета. Промелькнул в кулуарах Леон Бриттен, в прошлом британский европейский комиссар, а ныне процветающий бизнесмен, входящий в штаб концерна Unilever. Консьерж в униформе требует к отелю персональный лимузин Франсуа Периго, в прошлом президента союза французского патроната, а сейчас одного из наиболее влиятельных европейских финансовых лоббистов. Давать информацию о гостях отеля обходительные сотрудники «Трианон-Паласа» решительно отказываются. Однако не отрицают, что в эти дни большинство постояльцев паласа составляют американцы.
С клубом тесно сотрудничают современные гуру американской консервативной мысли: Фрэнсис Фукуяма, Сэмюэл П. Хантингтон, Робер Каган и Дин Ачесон, а также Генри Киссинджер и Збигнев Бжезинский. Их идеи, широко обнародованные в американской прессе, вероятнее всего клуб и возьмет за основу. Если кратко, то суть в приоритете интересов США над всеми остальными. Как писал Бжезинский накануне войны в Ираке: «Противостоять Америке -- это все равно, что предпринимать действия, направленные против фундаментальных интересов человечества».
Петр РОЗВАРИН, Париж