|
|
N°87, 16 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По спирали цен
Естественные монополии начали очередную дискуссию с государством о тарифах
Вчера стартовала ежегодная дискуссия о предельных уровнях тарифов в естественно-монопольных секторах российской экономики. Председатель Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Георгий Кутовой и замминистра экономразвития Андрей Шаронов объявили журналистам свои прогнозы на следующий год, которые они уже представили в правительство. Неожиданно выяснилось, что предложенные цифры различаются и на правительственном заседании 22 мая ожидается дискуссия по этому поводу.
Георгий Кутовой, по информации газеты «Время новостей», назвал именно тот предельный тариф, который зафиксирован в протоколе заседания правительства, посвященного разработке федерального бюджета на следующий год: на газ -- на 20%, на электроэнергию -- на 14%, на железнодорожные перевозки -- на 11%. Ведомство г-на Шаронова предлагает правительству несколько скорректировать планы: для электроэнергетики установить предельный уровень повышения тарифов -- на 16%, для железнодорожной отрасли -- на 12%. Впрочем, оба чиновника подчеркивают, что цифры нельзя назвать окончательными и они, естественно, могут быть изменены правительством.
Дискуссия на тарифную тему на заседании правительства ожидается, как всегда, яркой. Так, МПС говорит, что оба варианта его не устраивают, поскольку 12% «явно недостаточно, чтобы покрыть расходы и издержки» монополии. Но «МПС -- государственная структура, и потому она вынуждена нести социальную ответственность, следовательно, тарифы должны соответствовать уровню инфляции», которая на следующий год прогнозируется в пределах 12%, пояснил газете «Время новостей» пресс-секретарь министерства Илья Киселев. Кроме того, МПС недовольно тем, что тарифная планка на газ и электроэнергию выше, чем на железнодорожные перевозки. «Все тарифы должны быть на одном уровне, -- считает г-н Киселев, -- иначе получается, что ФЭК порождает дискриминационный подход к монополиям».
«Газпрому» также не нравятся цифры чиновников. «Даже проект Энергетической стратегии до 2020 года предусматривает предельное повышение цен на газ в 2004 году на 20% без учета инфляции, -- заявил газете «Время новостей» представитель концерна. -- Мы предлагали правительству установить предельный уровень повышения тарифов в следующем году 21% плюс инфляция, в 2005-м -- 16% плюс инфляция, в 2006-м -- 14% плюс инфляция, и тогда в 2006 году оптовые цены «Газпрома» вышли бы на уровень себестоимости с учетом инвестсоставляющей. Мы предполагали такие медленные темпы роста в надежде, что нам разрешат продавать часть газа по свободным ценам, но так как этого не сделано, рост должен быть больше». «Газпром» вообще предлагает создать «предельно четкую и жесткую» программу повышения цен на газ сразу на пять-шесть лет, так как это, по словам представителя концерна, «поможет потребителям подготовиться к переходу на рыночное ценообразование».
В РАО «ЕЭС России» тоже утверждают, что подход в определении предельной планки тарифов в среднем по России в принципе не верен. «Тарифы должны быть экономически обоснованы, -- в который раз на протяжении нескольких лет повторяет начальник пресс-службы энергохолдинга Юрий Мелихов. -- Причем обоснование нужно смотреть по каждому региону отдельно, а не брать «среднюю температуру по больнице». Тогда получится, что в некоторых областях повысить тарифы нужно на 30%, а в некоторых вообще не повышать. Нельзя подходить сразу ко всем регионам с одинаковой планкой, ведь все энергокомпании работают в разных условиях». Впрочем, представителей РАО, судя по всему, не услышат: уже действуют поправки к закону «О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию», в которых говорится, что предельный уровень тарифов устанавливается правительством и проецируется на регионы. Для конечных потребителей это как раз выгодно: закон не позволяет превышать установленный правительством уровень предельного роста тарифов.
Александр ДАВЫДОВ