|
|
N°87, 16 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прореха в еврозоне
Введение евро в Англии откладывается до 2006 года
Премьеру Тони Блэру придется-таки снова отложить на неопределенный срок свою мечту привести Британию в еврозону. Согласно последним сведениям, поступающим с Даунинг-стрит через завесу недомолвок и опровержений, ключевой доклад министра финансов Гордона Брауна о готовности страны присоединиться к единой европейской валюте в своем многотомном многословье сведется к простому и неутешительному выводу: пока -- нет.
Вернувшись к власти в 1997 году, ведомые Блэром «неолейбористы» не скрывали своих амбиций не просто видеть Британию в объединенной Европе, но непременно играть в ЕС центральную роль. Понятно, что без присоединения к евро надежды эти обречены оставаться воздушными замками. Между тем «традиционалисты» в кабинете, возглавляемые Брауном, никогда не делали секрета из своего скептического отношения к единой валюте.
В качестве компромисса было принято решение: вопрос о присоединении к евро решать на референдуме, но лишь после того, как министр финансов отрапортует об успешном выполнении ключевых «тестов». Таких, как: устойчивое сближение экономик Британии и еврозоны; способность британской экономики без потрясений приспособиться к переменам; отсутствие или нейтрализация негативных последствий для а) инвестиций; б) финансовых институтов; в) сферы занятости.
Тони Блэр, вдохновленный победой на парламентских выборах позапрошлого года и на гребне личной популярности после «освобождения» Ирака, очень хотел бы ускорить проведение европлебисцита. Однако, похоже, с этим ему придется повременить как минимум до следующих выборов в палату общин в 2006 году.
И дело не только в докладе Брауна, над которым премьер и его министр работают сейчас ежедневно, стремясь смягчить формулировки (в окончательной редакции доклад будет рассмотрен на заседании кабинета в конце первой летней недели и доложен палате общин 9 июня). Избиратели в целом, еще год назад разделенные по отношению к евро примерно пополам, сегодня относятся к радикальным шагам по сближению с Европой более чем прохладно. Правительству приходится пожинать плоды собственной пропаганды, когда в преддверии и во время иракской войны ушаты помоев публично выливались на ее европейских противников.
Согласно последним опросам, 60% британцев выступают против присоединения страны к евро и лишь 31% -- «за». В более широком плане -- по вопросу о принятии конституции Евросоюза -- 81% опрошенных признались, что вообще «не в курсе», что такой вопрос стоит на повестке дня. Из тех же немногих, кто оказался «в курсе», все те же 60% отрицательно относятся к делегированию больших полномочий наднациональным органам в Брюсселе в ущерб национальным правительствам.
На Альбионе не принято торопиться (как прокомментировал один мой новорусский знакомый, «потому они и живут до 90 лет»). С этой национальной чертой приходится считаться любому. Даже премьер-министру.
Борис ИЗМАЙЛОВ, Лондон