|
|
N°87, 16 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
РАО и МЭРТ хотят установить свои правила
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) необычайно активно провело майские праздники. Трудоспособность чиновников позволила произвести на свет документ под названием «Правила оптового рынка электрической энергии переходного периода» и предложить правительству проект постановления об его утверждении. Все бы хорошо, но, по мнению многих экспертов, правила в их нынешнем виде не только не позволят нормально функционировать рынку электроэнергии, но и дискредитируют реформу энергетики в целом.
В Министерстве экономического развития собственную поспешность с принятием «Правил...» объясняют приближающейся датой начала торгов на оптовом рынке. Она назначена на 1 июля. В том, что эта дата «притянута за уши», признаются и в аппарате правительства, и в самом МЭРТ. Источник в министерстве утверждает, что на чиновников давили представители РАО «ЕЭС». «Ситуация с правилами оптового рынка напоминает принятие 526-го постановления («Об основных принципах реформирования энергетики». -- Ред.), -- говорит представитель Минэкономразвития. -- Все в спешке, с большим ажиотажем и без учета критических замечаний».
По идее МЭРТ, министерства и комиссии правительства должны представить заключения на проект «Правил...» в кратчайшее время. В Федеральной энергетической комиссии считают, что провести детальное рассмотрение столь важного документа в предложенные сроки невозможно. Об этом и.о. председателя комиссии Юрий Сахарнов сообщил в письме замминистра экономразвития Андрею Шаронову. Вместе с тем и Минэнерго, и МАП, а также крупные производители и потребители электроэнергии подготовили на проект резко отрицательные заключения, а в частных беседах представители правительства называют проект сырым и подрывающим доверие к реформе энергетики.
На оптовом рынке после принятия пакета законопроектов, регулирующих электроэнергетику, как известно, появилась возможность покупки всеми его участниками не более 15% от суммы объемов планового почасового потребления. Кроме того, покупатель -- участник рынка может, согласно правилам, приобретать до 30% от своего планового потребления. Но схема организации этого процесса правилами почему-то просто игнорируется. Ведь если предположить, что все потребители подадут на аукцион по 30% от своего планового потребления, то общий объем заявок превысит ту самую 15-процентную границу, и прямые договоры со стороны АТС будут урезаны. Само собой, потребителей волнует гарантия соблюдения договорных отношений. Вызывает вопросы также обязанность участия потребителей в секторе свободной торговли, предусмотренная в концепции Минэкономразвития. Замминистра энергетики Игорь Леонов считает такое положение «дискриминационным по отношению к потребителю». В своем письме в адрес Минэкономразвития г-н Леонов отмечает, что обязанность заключения многостороннего договора об участии в оптовом рынке также противоречит закону «Об электроэнергетике».
Вообще, мировой опыт показывает, что в нерегулируемом секторе энергорынка большая часть электроэнергии продается в рамках двусторонних прямых договоров. Так называемый балансирующий рынок (подверженный наибольшему колебанию цен) принимает на себя незначительные нагрузки. Однако МЭРТ в своем проекте правил делает упор на спотовый рынок.
«Узловые цены покупателя на спотовом рынке электроэнергии будут почти всегда равны затратам на покупную энергию по прямым договорам. Таким образом, рынок будет работать не на потребителя, как было изначально задумано, а на производителя, -- считает эксперт одной из столичных инвестиционных компаний. -- Ясно как день, что такая ситуация выгодна РАО «ЕЭС», поскольку она позволяет держать монопольные цены независимо от запросов участников рынка».
Замечания к проекту правил, подготовленных Минэкономразвития, пестрят претензиями к их технической несостоятельности. В готовящемся документе не определена процедура доступа на оптовый рынок, не раскрыта финансово-расчетная система и система формирования балансов, не описаны обязанности субъектов оптового рынка. Отсутствует система контроля и регулирования, не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению регулирования рынка.
Рынок -- это в первую очередь четкий коммерческий учет. Установка автоматизированной системы контроля и учета (так называемой АСКУЭ) стоит дорого и доступна далеко не всем энергосистемам и даже крупным потребителям. Без подобных систем определить фактический объем потребления электроэнергии в почасовом режиме невозможно. Так что спотовый рынок, если его запустить 1 июля, обречен на провал.
Все это в правительстве не могут не понимать. Статус экспертов, негативно оценивающих правила рынка, предложенные Минэкономразвития, настолько велик, что пренебрегать этими мнениями невозможно. Главная опасность спешного запуска рынка -- обвальный рост тарифов. Это признают специалисты. Однако лоббисты «Правил...» все же настаивают на спешном рассмотрении проекта документа на ближайшем заседании правительственной комиссии по реформе энергетики под председательством вице-премьера Виктора Христенко, которого сегодня многие называют кандидатом на должность главы правительства. Ответственность за реформу энергетики кабинет министров взял на себя. На заседании комиссии именно Виктор Христенко будет представлять и формулировать позицию правительства. Готов ли вице-премьер взять на себя ответственность за судьбу энергетического рынка, правила работы которого выглядят столь бледно в глазах экспертов, покажет ближайшее заседание правительственной комиссии по энергореформе.
Александр КРАСНОВ