|
|
N°87, 16 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сколько стоит контракт
Военные считают, что Минфин недокладывает им денег
Первый финансовый скандал произошел по поводу еще не начавшегося перехода российской армии на контрактную систему. В преддверии первого июня (к этому числу должна быть готова федеральная целевая программа перехода российских силовых структур на контрактный способ комплектования) Минобороны поссорилось с Минфином. Из-за денег.
По утверждению источника в Минобороны, Минфин заявил, что отказывается выделить в полном объеме средства, планируемые на эту программу. При ее подготовке межведомственная комиссия подсчитала: чтобы перевести на контракт 155,3 тыс. воинских должностей, необходимо 66,3 млрд руб. Однако Минфин дает только 53,3 млрд, предназначенных для выплат денежного довольствия контрактникам и переоборудования казарм в общежития кубрикового типа. А вот в 13 млрд, запланированных для организации боевой учебы контрактников в 2004--2007 годах, а также совершенствования учебно-материальной базы, военным отказано.
Позиция же Минфина такова. Техническое перевооружение армии, поддержание боеготовности финансируются в рамках военного бюджета и программы вооружений, принятой в 2000 году. В прошлом году она была профинансирована на 100%. Перевод армии на контрактную основу -- отдельная проблема. А Минобороны, по мнению финансистов, в эту федеральную программу «вбивает» средства не только на перевод на контрактую основу, но и на переоснащение армии, в частности на улучшение материально-технической базы.
Источник газеты «Время новостей» в Счетной палате РФ подтвердил, что расходы Министерства обороны часто носят весьма расплывчатый, недостаточно целевой характер. Например, в статьи, связанные с расходами на боевую подготовку, заложены и расходы на приобретение топлива и горюче-смазочных материалов. За последние три-четыре года они выросли более чем в пять раз. В то же время траты на собственно боевую подготовку практически не растут. В дивизиях постоянной готовности Приволжско-Уральского военного округа они в пересчете на одного военнослужащего составляют всего 46 рублей в год.
На фоне разгорающегося конфликта стала особенно ясной разница во взглядах военных и правительственных чиновников на проблему перехода на контракт. Позиция правительства такова: финансирование перехода на контракт никак не связано с финансированием боевой подготовки. Настроение, царящее в правительственных кабинетах, тонко уловил Минфин. Там считают, что цель перевода на контрактую основу -- сокращение призыва, переход к профессиональной армии, а повышение боеготовности должно быть отражено в военных статьях бюджета.
По мнению же военных, рассуждения такого рода абсурдны. Смысл создания контрактной службы, уверены в Минобороны, как раз в повышении боевого потенциала. И боевая подготовка у контрактников-профессионалов замышляется качественно иной. Соответственно, требующей больших расходов.
Тем более что военные уверены -- вопрос не в том, в какую статью заложить эти деньги. Главное -- чтобы они были. Радикальное расхождение в позициях по этой государственной проблеме, как заявил корреспонденту газеты «Время новостей» один из офицеров Генштаба, обойдется стране дороже, нежели спорные 13 млрд.
Если Минфин не хочет «записывать» эту сумму в программу, то, считает источник в Генштабе, можно решить проблему по-другому. Для этого в законе о бюджете нужно уточнить, что расходы на боевую подготовку включают в том числе средства для частей постоянной готовности.
Впрочем, проблема может быть решена уже сегодня. Во второй половине дня заместитель министра обороны по финансово-экономическим вопросам Любовь Куделина отправится в хорошо знакомый ей по прежней работе Минфин, чтобы согласовать последние цифры военного бюджета-2004. Об этом корреспонденту газеты «Время новостей» сообщил источник в военном ведомстве. В понедельник проект оборонного бюджета рассмотрит комитет Госдумы по обороне.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Николай ПОРОСКОВ