|
|
N°86, 15 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
СРП больше не нужно
Госдума поддержала правительство в желании урезать льготы для инвесторов
Госдума России приняла вчера во втором чтении поправки в закон «О СРП» и в статьи Налогового кодекса, касающиеся этой сферы. Внесенными изменениями депутаты удовлетворили желание правительства максимально усложнить возможность заключения СРП и тем самым существенно ограничить предоставление льгот будущим участникам проектов по разработке российских нефтегазовых месторождений. Причем Дума справилась с задачей всего за час практически без дискуссии.
Теперь, вернее после окончательного принятия парламентом и утверждения президентом поправок, разрешения на разработку месторождений на основе соглашений о разделе продукции будут выдаваться по остаточному принципу. Иначе говоря, сначала месторождение выставят на аукцион для разработки на условиях национального налогового режима. И только в том случае, если желающих не найдется, можно будет проводить другой аукцион с участием тех, кто хочет добывать нефть или газ на условиях раздела продукции, то есть на законных основаниях экономить на налогах, а взамен отдавать государству часть добытого.
Между тем столь прохладное отношение к СРП у власти наблюдалось не всегда. В середине 90-х годов, когда принимался закон «О СРП», практически все в один голос утверждали, что инвестиций в российский нефтегазовый сектор без льготного налогового режима ждать бесполезно. А вложения были крайне необходимы: отечественные компании в условиях низких цен на нефть и запредельных налогов лишь с огромным трудом могли как-то развиваться, модернизировать оборудование. Однако через несколько лет благоприятная для сторонников СРП ситуация изменилась: цена на нефть выросла, а налоги, напротив, снизились. В результате российские нефтегазовые компании окрепли настолько, что уже сами могут вкладывать средства, и не только внутри страны, но и за рубеж. Режим СРП перестал быть нужен нефтяникам. Как считают многие из них, такой режим ставит сырьевиков в неравное положение: те, кому удалось договориться с государством о СРП, получает льготы, а кому не удалось, остается «на бобах». В правительстве точку зрения нефтяников логически развили: из-за действия режима СРП государство недополучает налоги. В конце концов из Белого дома последовала строгая установка: режим СРП должен применяться только в исключительных случаях. Внесенные в законодательство изменения и преследуют эту цель. Но не только. По словам зампреда бюджетного комитета Госдумы Сергея Штогрина, поправки разрабатывались и с целью большего получения государством доходов и во время разработки месторождений на принципах СРП. Например, правительство не имеет право подписывать СРП, если при прямом разделе продукции доля государства меньше 32%. Кроме того, предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе -- 90% от общего объема добычи. «Таким образом, государство будет получать доходы начиная с первого дня промышленной добычи сырья», -- сказал г-н Штогрин.
Однако новый порядок не будет применяться к участкам, расположенным на континентальном шельфе России, на Каспии, в пределах исключительной экономической зоны РФ, а также к участкам недр, возможность разработки которых на условиях СРП установлена международными договорами. Таких месторождений пять: Киринский блок «Сахалина-3» (Exxon, «Роснефть», Chevron Texaco), Приразломное и Штокмановское («Роснефть» и «Газпром»), Центральный и Яламо-Самурский участки Каспия (ЛУКОЙЛ). Также никто не собирается осложнять жизнь компаниям, уже ведущим добычу на условиях СРП на месторождениях «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское».
Михаил ВОРОБЬЕВ