|
|
N°86, 15 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Нефть и политика должны быть разделены»
Сегодня завершается визит в Москву президента ОПЕК и министра нефти арабского государства Катар г-на Абдаллы аль-АТЫЯ. С ним побеседовала обозреватель газеты «Время новостей» Елена СУПОНИНА.
-- На конференции ОПЕК, которая пройдет 11 июня в столице Катара городе Дохе, члены картеля намерены сократить добычу нефти для поддержания цен. Каков объем сокращений, и просите ли вы Россию поддержать вас?
-- У нас пока нет конкретных цифр. Эксперты ОПЕК еще изучают вопрос, хотя сокращения будут. В Москве мы почувствовали, что Россия готова сотрудничать с нами в этом вопросе. Нам бы хотелось, чтобы с ОПЕК сотрудничали все производители нефти, даже те, кто не входит в картель. И Норвегия, и Султанат Оман, и Мексика. Только совместными усилиями можно удержать цены от падения.
-- А может, не надо сокращать? Вот взрывы на днях в Саудовской Аравии привели к росту цен, может, так и дальше пойдет?
-- Такие события оказывают незначительное и мимолетное психологическое воздействие. Мы на такие вещи почти не обращаем внимания. Мы изучаем реальное состояние рынка, спрос и предложение. Сейчас на рынках очень много нефти, излишки предложения налицо. Преодолев кризисы, производство возобновили Нигерия и Венесуэла. Возвращается на рынки Ирак.
-- А вас не пугает, что в США многие серьезные люди опасаются нестабильности в зоне Персидского залива? Известный сенатор-демократ и кандидат в президенты США Джозеф Либерман предложил американцам отказаться от арабской нефти в пользу топлива из Латинской Америки, из России.
-- Интересно, а как господин Либерман определяет, стабильный тот или иной регион или нет? Зона Персидского залива -- самая спокойная и стабильная на Арабском Востоке. Заверяю всех. Несмотря даже на эти взрывы. Они не повлияют на наше нефтяное производство. В Персидском заливе находится более 65% мировых запасов нефти. Интересно, как кто-то собирается проигнорировать такой регион? Да это вообще нелогично! Последние 50 лет Персидский залив ни разу не приостанавливал экспорт нефти.
-- За исключением 1973 года, по-моему, когда экспорт на Запад был арабами приостановлен в солидарность с палестинцами...
-- И тогда не особо приостанавливали. Ну, чуть-чуть. И то не все. И то это было, я считаю, большой ошибкой. Это привело к ответным мерам потребителей, из-за этого появилось Международное энергетическое агентство, защищающее их интересы. Тогда эмоции возобладали. А в бизнесе не должно быть эмоций. Вообще нефть и политика должны быть разделены. Как можно больше. И никакого больше использования нефти в качестве политического оружия быть не должно.
-- Бывший министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Заки Ямани счел американскую войну против Ирака началом конца ОПЕК. Вы согласны?
-- Совсем нет. ОПЕК была, есть и будет. Она существует 40 лет и просуществует еще. А если бы ее кто-то разрушил, то миру тут же пришлось бы создавать новую ОПЕК. Ирак, думаю, останется полноправным членом ОПЕК, ведь в этой стране скоро будет сформировано правительство. Кстати, эта организация была основана в Багдаде, Ирак был одним из основателей.
-- На прошлой неделе новый иракский координатор по вопросам нефти г-н Самир Гадбан сказал мне, что намерен увеличить экспорт иракской нефти в семь раз, до 7 млн баррелей в день...
-- Экспортировать можно сколько угодно. Вопрос в цене. Та же Саудовская Аравия сегодня может экспортировать столько же, к примеру, но не делает этого. Иракцы сами не захотят такого объема экспорта, ведь это приведет к катастрофическому обвалу цен, чего не позволят сами производители. Всем нужны хорошие цены, и этого не стоит опасаться.
-- А вам еще не кажется, что США стали двенадцатым членом ОПЕК, ведь они намерены полностью распоряжаться иракской нефтью?
-- Такого нет, что вы. Поверьте, пока мы не ощущаем никакого давления со стороны США. Вообще лучше про это спросите иракцев, как у них там все это будет строиться.
-- Может, все-таки ОПЕК лучше согласиться с идеей Индонезии и Малайзии начать проводить все операции по купле-продаже нефти и газа не в долларах, а в евро?
-- ОПЕК всегда работала с долларами. Весь нефтяной рынок -- в Европе, Азии, Америке -- работает в долларах. Такие предложения не к месту. Да и официально никто не обращался к ОПЕК с этим предложением.
-- Неужели Катар действительно договорился, как сообщили агентства, с российскими газовыми и нефтяными компаниями о совместных проектах? Говорят, «Газпром» проявил интерес к ряду проектов в Персидском заливе?
-- Речь не о «Газпроме» и не о конкретных проектах, а о том, что некоторые российские компании изъявили желание работать в нашем регионе. Катар тесно сотрудничает с Эмиратами по их проекту «Дельфин». Речь о строительстве трубы по дну Персидского залива для экспорта катарского газа в Эмираты. Российские компании хотят принять участие в тендерах по этому проекту. Мы приветствовали это. Речь не о приоритетном участии, а о равных условиях вместе с другими. В бизнесе нет эмоций. Ваши специалисты знают свое дело. Другое дело, что ваши компании не имеют опыта работы в регионе Персидского залива, где давно и активно присутствуют французы, американцы, англичане.
-- Что значит не имеют опыта?
-- Не в плане знания дела и производственных технологий. Это все есть. Вот чего нет, так это практики отношений, контактов. Исторически ваши компании отсутствовали в большинстве стран нашего региона. Хотя наши рынки всегда были открыты. Не знаю, почему российские компании только сейчас обратили внимание на наши возможности. Я первый раз посещаю Москву. Мы провели встречи и в Минэнерго, и в «Газпроме», в других компаниях, договорились о создании совместного технического комитета. Пока это только первые шаги, надеюсь, они принесут плоды. Я заметил, что г-н Юсуфов искренне заинтересован в этом. Тем более что мы хорошо сотрудничали с Россией в последнее время в рамках ОПЕК. Хотя Россия и не член организации, но шла нам навстречу в координации объемов экспорта нефти. В 1999 году Россия даже сократила свой объем экспорта. Мы благодарны за это.
Беседовала Елена СУПОНИНА