|
|
N°86, 15 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Конкурсы на государственные должности войдут в моду»
В минувшие праздничные дни исполнился ровно месяц со дня объявления конкурса на замещение ряда высоких должностей в Минэкономразвития. В начале апреля управление государственной службы министерства выставило на конкурс три должности -- заместителя начальника управления, заместителя начальника управления -- начальника отдела бюджетно-финансовых механизмов в государственной службе и советника в отдел бюджетно-финансовых механизмов в государственной службе. Как говорят в Минэкономразвития, задача конкурса не сводится исключительно к решению кадровой проблемы. Одна из целей -- опробовать на практике процедуру конкурсного отбора кандидатов на госслужбу, заложенную в разрабатываемом законе о гражданской службе.
О ходе конкурса в интервью газете «Время новостей» рассказывает начальник управления государственной службы Минэкономразвития Андрей ШАРОВ.
-- Андрей Владимирович, раньше что-то подобное вашему конкурсу в системе госвласти проводилось?
-- Должности такого уровня на конкурс выставляются впервые. На более низкие -- да, бывало, и в нашем министерстве, и в ряде других. Кроме того, предыдущие конкурсы проводились не по единой методике. Например, в Минюсте на одну из должностей среднего звена отбор осуществлялся только на основе резюме кандидата и собеседования. Мы же поставили перед собой задачу провести конкурс строго по схеме, заложенной в законопроекте о гражданской службе. Этот законопроект, который вскоре поступит в Госдуму, предполагает широкое использование процедур конкурсного отбора за исключением узкой группы наиболее высокопоставленных лиц. Минэкономразвития является соавтором документа. Поэтому конкурс нам важен с той точки зрения, что он позволит внести в закон необходимые коррективы еще до окончательного утверждения парламентом и президентом. Наша задача отработать такую методику, которая позволит кадровым службам подбирать персонал через конкурсы постоянно с минимальными затратами.
-- Это единственная цель вашего конкурса?
-- Конечно, нет. Мы надеемся найти квалифицированных специалистов, в том числе из среды бизнеса, науки. На конкурс выставлены далеко не рутинные должности. Тот, кто их займет, особенно посты заместителей начальника управления, фактически будут отвечать за разработку новых финансово-бюджетных механизмов, реформу госслужбы, административную реформу. По сути, это должности руководителей проектов по конкретным направлениям. Победителям конкурса придется, в частности, разрабатывать систему финансирования только тех функций госаппарата, которые признаны нужными обществу и государству и поэтому сохранятся после завершения административной реформы. Также в сфере компетенции выставленных на конкурс должностей -- разработка новой системы оплаты труда госслужащих. Не секрет, что сегодняшняя система не стимулирует результативный труд, а зависит от формальных показателей: стажа, классного чина и т.д. Людям, которых мы набираем, предстоит не только разработать новую систему оплаты труда, но и опробовать ее сначала в экспериментальном порядке, а затем на практике в пилотных регионах. Таких регионов четыре: Самарская и Саратовская области, Красноярский край, Чувашия. Поэтому нам нужны, с одной стороны, творческие люди, а с другой -- хорошие организаторы, ведь им придется координировать действия многих структур, обучать сотрудников других федеральных органов исполнительной власти. Специалистов с такого рода опытом сегодня на госслужбе практически нет. Этот опыт в большей степени сосредоточен как раз в бизнесе и в науке. Исходя из этого, мы надеемся привлечь квалифицированных менеджеров именно из этой среды.
-- Сегодня вы уже можете сказать, что надежды оправдываются?
-- Конкурс объявлен 8 апреля. С тех пор мы получили по электронной почте около 400 резюме. Уже более 50 человек лично приезжали в министерство и забрали пакет документов, которые они должны заполнить и представить в конкурсную комиссию.
Кстати, из-за праздников сроки представления документов в министерство продлены на две недели. Так вот, нас очень удивило то, что огромное количество кандидатов представляют бизнес-структуры. Нам очень интересно узнать их мотивацию. Они ведь не только совершенно меняют род деятельности, но и теряют в зарплате. Как я понимаю, многим представителям бизнес-структур, профессионально состоявшимся в своей сфере, становится неинтересно, тесно. Деньги заработаны, а что дальше? Человеку хочется проявить себя на более масштабной работе, оставить след в истории. Честно говоря, мы очень надеемся, что в нашем конкурсе будут участвовать люди именно с такой позитивной мотивацией.
-- Что представляет собой конкурс?
-- Первый этап после сдачи документов -- реферат. Здесь сразу выявится минимальный профессиональный и интеллектуальный уровень, навыки кандидата. Тема реферата связана с направлением его будущей деятельности. После этого этапа часть кандидатов отсеется. Оставшимся предстоят командные игры, тестирования и на последнем этапе собеседование. Хочу подчеркнуть, что проигравшие не выпадут из нашего поля зрения. Им могут быть предложены другие вакантные должности, или же они будут включены в кадровый резерв. Итоги конкурса мы предполагаем подвести в июне. В качестве страховки, и в законопроекте о гражданской службе это предусмотрено, победителям будет предоставлен трехмесячный испытательный срок. Этого вполне достаточно, чтобы и новобранец определил для себя, не обманулся ли он в своих ожиданиях, да и мы удостоверились, что выбранный кандидат нам подходит.
-- Кто входит в конкурсную комиссию?
-- Трое из десяти ее членов будут представлять гражданское общество, причем с правом решающего голоса. Это специалисты, имеющие весомую репутацию в сфере государственного управления, финансов. Такова важная новация нашего конкурса. Раньше в подобные комиссии входили исключительно чиновники. Цель очень простая. Мы хотим избежать сговора, хотим объективности при определении победителя. Кроме того, коль мы решили обкатать схему, заложенную в проект закона о гражданской службе, то по нему и должны действовать. А законопроект предусматривает, что минимум четверть членов конкурсной комиссии должны представлять структуры гражданского общества.
-- Рассчитываете, что за вашим конкурсом последуют другие?
-- Безусловно. Уже сам факт объявления нами конкурса породил волну. Не так давно подобный конкурс объявило Минкультуры. Там уровень должностей уже повыше. Как предполагается, через него пройдут уже начальники ряда управлений. Насколько я знаю, в аппарате правительства также объявлен конкурс на замещение вакантных должностей. Так что такой институт привлечения кадров как-то вдруг стал востребован. Уверен, наступит время, когда конкурсы на государственные должности будут не просто рутинным мероприятием, но и войдут в моду.
Беседовал Михаил ВОРОБЬЕВ