|
|
N°86, 15 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Критические заметки на полях «Дорожной карты»
В Москву госсекретарь США Колин Пауэлл прибыл вчера после турне по Ближнему Востоку, которое, однако, было не очень удачным. Визит Пауэлла в Израиль не привел к практическим результатам. Премьер-министр Ариэль Шарон заявил, что Израиль не пойдет на уступки, наносящие ущерб его безопасности. А такие уступки заложены -- с точки зрения израильтян -- в основном на сегодня плане ближневосточного мирного урегулирования «Дорожная карта».
Изложить суть плана «Дорожная карта» (выдвинутого «четверкой» посредников: США, ЕС, Россия и ООН) -- задача не простая. План изобилует малопонятными для непрофессионала терминами из области международного права. Он переполнен малозначимыми на посторонний взгляд частностями или общими словами. Но, главное, он является не столько планом, сколько системой предположений и допущений.
Цель заявлена в преамбуле -- «окончательное и всеобъемлющее урегулирование палестино-израильского конфликта в 2005 году». План разделен на три основных этапа.
На первом этапе (вообще-то по конец мая 2003 года) палестинцы должны без условий провозгласить отказ от террора и насилия, осуществить реформы, включая принятие конституции, проведение свободных выборов и формирование институтов власти. Право Израиля на существование должно быть декларировано официально. Все средства на поддержку палестинцев будут направляться на единый счет палестинского министерства финансов, что позволит избежать финансирования террора и снизить коррупцию.
Первый этап накладывает на палестинскую сторону только декларативные обязательства: «Палестинцы недвусмысленно провозгласят прекращение насилия и терроризма...»
Требования к Израилю уже на первом этапе носят предметный характер. Израиль должен вывести войска с палестинских территорий, занятых после 28 сентября 2000 года (то есть после начала новой интифады -- палестинского восстания). Он откажется от практики конфискации или разрушения палестинских домов в наказание за теракты, а также от депортаций. Обеспечит свободу передвижений палестинских чиновников, независимо от их причастности к террору. Возобновит деятельность палестинских учреждений в Восточном Иерусалиме. И самое существенное: немедленно демонтирует поселенческие форпосты, возведенные с марта 2001 года, заморозив любую поселенческую деятельность.
На втором, переходном этапе (с июня по декабрь 2003 года) должно быть создано независимое палестинское государство «во временных границах и с атрибутами суверенитета на основе новой конституции». Здесь оговорок больше, а простор для их трактовок все шире. Например: «Эта цель (создание государства. -- Ред.) может быть достигнута, когда палестинский народ будет иметь руководство, решительно действующее против террора, желающее и способное на практике установить демократию».
Там же сказано, что переход к этому этапу будет зависеть от «консенсусных» оценок «четверки» о том, «позволяют ли условия продвигаться дальше». Но какими критериями будет руководствоваться «четверка» в оценках? На это «Дорожная карта» ответа не дает. Зато предусматривает проведение международной конференции под эгидой «четверки» с целью «достижения всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке, включая урегулирование между Израилем и Сирией и между Израилем и Ливаном». В конце этапа предполагается возможное вступление палестинского государства в ООН.
Наконец, третий этап (2004--2005 годы): соглашение по постоянному статусу и окончание палестино-израильского конфликта. Созыв второй международной конференции в начале 2004 года должен привести к «достижению в 2005 году соглашения об окончательном статусе, включая вопросы о границах, Иерусалиме, беженцах и поселениях, а также скорейшее достижение всеобъемлющего урегулирования с Ливаном и Сирией».
Тут, казалось, «Дорожной карте» и развернуться бы. Ведь затронуты краеугольные, «опорные» точки более чем полувекового ближневосточного конфликта: границы, Иерусалим, беженцы, поселения, урегулирование с Сирией... Но там, где заинтересованный читатель ждет начала предметного разговора о главном, авторы плана внезапно обрывают документ, бросив на прощанье пару привычных фраз типа «продолжение поступательного, эффективного выполнения обязательств в области безопасности», «претворение в жизнь концепции двух государств -- Израиля и суверенной, независимой и жизнеспособной Палестины...»
Даже если вынести за скобки замечания Израиля по поводу того, что объем практических, а не декларативных уступок сторон несопоставим, бросается в глаза другое -- план построен по законам социалистического реализма, главный из которых гласит: «Надо показывать жизнь не такой, какая она есть или будет, а такой, какая она должна быть». Это даже не план, а свод благих намерений и пожеланий. Понятно: предусмотреть ход развития событий в таком регионе, как Ближний Восток, трудно даже с относительной точностью. Этого никто от авторов плана и не требовал. Но их нежелание или неготовность наметить хотя бы пунктирно -- как будут решаться проблемы границ? беженцев? Иерусалима? поселений? -- грозит превратить «Дорожную карту» в очередную политическую утопию.
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив, «Время новостей»