|
|
N°85, 14 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главный фестиваль планеты
Сегодня открывается 56-й Каннский кинофестиваль
«Да здравствует кино!» -- именно эти слова произнес Федерико Феллини сорок три года назад, получая «Золотую пальмовую ветвь» за «Сладкую жизнь». Именно они выбраны в качестве девиза 56-го Каннского фестиваля. И пусть сегодня, как кажется, они звучат уже не так восторженно -- зато растиражированы на плакатах повсеместно. Каннский фестиваль -- едва ли не самое главное событие в мире кино -- привлекает к себе всеобщее внимание. На набережной Круазетт будет людно. В Канны в дни фестиваля (в этом году он продлится до 25 мая) съезжаются десятки тысяч гостей -- журналисты, папарацци, продюсеры, режиссеры, звезды и просто любопытные, готовые целыми днями выстаивать у Дворца фестивалей на своих складных лесенках, лишь бы где-то вдалеке увидеть мелькнувший подол платья Николь Кидман.
На открытии покажут современную версию «Фанфана Тюльпана», поставленную бойким коммерческим режиссером Жераром Кравчиком (кстати, создатель классического «Фанфана» Кристиан Жак получил полвека назад каннский приз за лучшую режиссуру). Впрочем, до достоинств ремейка никому нет дела -- куда важнее, что на открытии появится суперзвезда Пенелопа Крус, сыгравшая в «Фанфане» роль, которая когда-то прославила Джину Лоллобриджиду. Среди самых ожидаемых гостей фестиваля -- Том Круз, Кеану Ривз, Николь Кидман, Клинт Иствуд, Элизабет Тэйлор и многие-многие другие.
Канны -- это не просто самый главный фестиваль планеты. Это последнее доказательство того, что кино может и должно существовать не только как индустрия. И если, например, Берлинский фестиваль давно уже превратился в удобную стартовую площадку для европейских премьер голливудских фильмов, каннские отборщики по-прежнему делают ставку на кино подчеркнуто авторское, экспериментальное, некоммерческое. Пока эта ставка приносит успех: пусть фильмы Питера Гринуэя, Ларса фон Триера и Александра Сокурова (все трое -- в нынешнем каннском конкурсе) доставляют удовольствие далеко не всем, приятно думать, что и в кино есть своя палата мер и весов, которая скрупулезно изучит кандидатов и вынесет вердикт о том, что сегодня надо считать самым модным и актуальным. Разумеется, подобная миссия, добровольно взятая на себя Каннским кинофестивалем, порой приводит к более чем сомнительным результатам. Не думаю, что такие каннские лауреаты, как «Комната сына» Нанни Моретти, надолго задержатся в истории, но победы «Криминального чтива» и «Танцующей в темноте» (если брать только последнее десятилетие) стали знаковыми событиями, определившими облик современного кино.
Впрочем, и Голливуд получит свою порцию внимания. Завтра в Каннах состоится премьера самого ожидаемого фильма последних лет -- свое победное (в этом нет уже никаких сомнений) шествие начнет по экранам «Матрица: перезагрузка» братьев Вачовски. Компьютеры, спецэффекты, боевые искусства, восточная философия, иллюзорность мира и модные мобильные телефоны -- если во времена первой «Матрицы» (1999) было еще не совсем ясно, что именно из этих ингредиентов будет состоять мифология и массовая культура XXI века, то сейчас все сомнения отпали. «Новый завет» коммерческого кино на подходе. Вполне вероятно, что «Догвилль» Ларса фон Триера с Николь Кидман в главной роли окажется «новым заветом» кино авторского. Так что Канны -- по-прежнему законодатель. Независимо от того, нравятся вам эти законы или нет.
Алексей МЕДВЕДЕВ