|
|
N°85, 14 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Энергетика регионов должна быть в руках самих регионов»
27 марта президент Российской Федерации Владимир Путин подписал пакет законов по электроэнергетике, что открывает дорогу к реорганизации отрасли. Однако не все статьи законов имеют прямое действие, и это требует дополнительной разработки десятка нормативных актов на уровне постановлений федерального правительства.
Так что в ближайшие два года субъекты федерации и советы директоров энергокомпаний будут на острие радикальных преобразований в системе энергоснабжения. Можно без преувеличения сказать, что руководители субъектов, несущие ответственность за социальную стабильность на управляемых территориях, чрезвычайно настороженно отнеслись к реформам электроэнергетики. Как хозяйственники и политики, они прежде всего опасаются негативных последствий разрыва сложившихся хозяйственных связей и потери ответственности за стабильное энергоснабжение у новых владельцев электростанций и сетевой инфраструктуры.
Такая реакция на радикальные нововведения в отрасли жизнеобеспечения понятна. Исполнительные органы власти на местах в глазах граждан и СМИ несут прямую ответственность за «погоду в доме», в их ведении находится экономически самый слабый, а режимно -- самый тяжелый сектор потребления энергии -- коммунальные хозяйства. При этом столь высокий уровень их ответственности никак не соответствует реальным правам и полномочиям.
Сегодня менеджеры РАО «ЕЭС России», живущие в Москве, определяют, когда в регионах России от Камчатки до Калининграда можно включать отопление, какой соблюдать режим энергоснабжения в зимние морозы, кому доверить управление региональными энергокомпаниями. Итоги последних зим показывают, что профессиональная грамотность, качество энергоснабжения, приоритет эксплуатационной деятельности занимают в энергохолдинге явно подчиненное положение по отношению к коммерческим интересам.
Итог реформ -- переход на либеральное ценообразование и ликвидация РАО «ЕЭС России» с контрольным пакетом акций у государства -- вызывает озабоченность неизбежными последствиями и невозможностью влиять на ход событий. В прошлом году мэр Москвы Юрий Лужков и губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, опыт и ответственность которых не нуждаются в аттестации, изложили президенту свою оценку создавшегося положения, содержание которой сводится к следующему: какие бы реорганизации ни проходили в электроэнергетике, всегда президент страны и руководители субъектов будут нести полную ответственность за их последствия, влияющие на социальную стабильность общества. Об опасности создания региональных энергетических супермонополий, не подконтрольных ни губернаторам, ни центру, которые смогут диктовать свои условия и власти, и бизнесу, заявлял лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский.
Однако в итоге произойдет не только кратное уменьшение роли государства в управлении отраслью на федеральном и региональном уровнях, но и ликвидация самого энергохолдинга (РАО «ЕЭС России»), основного разработчика и лоббиста реформ. Фактически нам предлагается реализовать в российских условиях, где энергия в основе своей -- незаменимая услуга отрасли жизнеобеспечения, все тот же лозунг «Рынок расставит все по местам».
Сегодня доля государства в РАО «ЕЭС России» -- 52,5%, при этом доля последнего в региональных АО-энерго составляет от 49 до 100%. Это позволяет, не нарушая прав и интересов акционеров, сосредоточить в руках государства в лице субъекта федерации как минимум блокирующий пакет акций в АО-энерго, а в ряде стратегических регионов (Тюменская и Оренбургская области и др.) получить контрольный пакет. Чтобы исключить случайности, и Юрий Лужков, и Виктор Ишаев предлагали оформить передачу акций без права их продажи, залога и отчуждения.
Конечно, новая компания по управлению активами не должна иметь государственный или муниципальный статус, что легко преодолевается при формировании уставного капитала совместно с крупными региональными потребителями или стратегическими инвесторами.
Чрезвычайно важно, что столь серьезные предложения региональных лидеров не являются «неизвестным экспериментом» а уже десять лет проверены российской практикой управления энергетикой Башкирии, Татарстана, Иркутской области. Эти регионы, сохранив государственный пакет акций на уровне субъектов Российской Федерации, своей успешной работой уже доказали целесообразность тиражирования такой системы управления энергоснабжением в регионе. Предлагаемый вариант органически дополняет схему государственного управления отраслью на федеральном уровне, где диспетчерская управления, межсистемные электрические сети и инвестиции в расширенное воспроизводство всегда должны оставаться важнейшей стратегической задачей.
Необходимо, не меняя структуры акционерного капитала, усилить позиции субъектов в советах директоров региональных АО-энерго и изменить принцип организации работы этого важного органа управления.
Сегодня в советы директоров энергокомпаний избирается лишь один представитель территории. Представители РАО «ЕЭС России», а их численность достигает 70% общего состава, голосуют в точном соответствии с директивой энергохолдинга. Это означает, что коллективный интеллект для мозгового штурма специфических проблем региональной энергетики в дочерних компаниях РАО «ЕЭС России» отсутствует.
Не лучше положение регионов в энергохолдинге, где по закону «Об особенностях распоряжения акциями РАО «ЕЭС России» и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящимися в федеральной собственности» они имеют суммарно треть голосов от государственного пакета акций (более 17%). Последние три года в совете директоров были представители Новгородской, Вологодской и Томской областей, крайне дефицитных по электроэнергии и суммарно имеющие менее 1,0% голосов. И в новом составе совета директоров мы не видим представителей основных федеральных округов: Центра, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Но именно в них аккумулировано более 12% голосов, именно в них наиболее обнажены проблемы из-за суровых климатических условий и тяжелых транспортных схем. В результате авторитет представителей субъектов федерации в совете директоров РАО «ЕЭС России» снизился до минимума и не соответствует роли регионов. Кроме того, сама система формирования списков кандидатов и проведения выборов также нарушает законные права регионов. Сегодня, чтобы провести в совет директоров нужных кандидатов, Минимущества России составляет и утверждает в правительстве России директиву для голосования, которая доводится перед общими собраниями для исполнения всем представителям субъектов федерации.
Однако вышеуказанный закон передал голоса (пропорциональные объему потребления электроэнергии) непосредственно субъектам без каких-либо посредников, какое бы громкое название они ни носили. При этом в законе предусмотрено лишь одно, но важное ограничение для использования голосов -- сохранение государственного пакета акций в РАО «ЕЭС России» не менее 51%.
Советы директоров компаний -- единственный орган управления, который действительно может осуществить контроль за деятельностью наемных менеджеров исполнительного аппарата в переходный период. Подбор кадров для управления энергокомпаниями, честные выборы, создание условий для его самостоятельной работы для членов совета директоров важны всегда, а в период предстоящей реформы особенно.
Присутствие авторитетных представителей субъектов Российской Федерации позволит усилить этот орган управления и избежать принятия непродуманных решений.
Виктор КУДРЯВЫЙ, заместитель министра энергетики РФ, доктор технических наук, профессор